Патрушев «позеленел»

Фото: kremlinrus.ru

30 августа 2017 15:26:53

3055

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев выступил с призывом не допустить «безответственной гонки» за ресурсами Арктики, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.

Этот благородный призыв был бы вполне понятен, если бы только не шел в разрез с линией Кремля на максимальную эксплуатацию «кладовой Севера».

С подачи президента РФ Владимира Путина арктическая гонка за углеводородами в последние годы стала одним из важнейших фетишей российской власти. Другое дело, что хотя арктические энергетические запасы являются потенциально самыми богатыми на планете, у страны, столкнувшейся с серьезными экономическими трудностями, нет пока ни финансовых, ни технологических ресурсов для их широкомасштабной добычи. Не говоря уже об экологическом обеспечении этого чрезвычайно трудоемкого и затратного проекта. 

«Безответственная гонка за ресурсами может стать причиной экологических катастроф и разрушения традиционных укладов жизни народов Севера», — заявил Николай Патрушев на открытии VII международной встречи Арктического совета.

По его словам, уникальные особенности региона могут «придать любому негативному инциденту масштабы настоящего бедствия».

«Поэтому бережное отношение к богатствам региона должно стать главным приоритетом для всех нас», — заключил секретарь Совбеза РФ.

Экологи, как известно, давно выступают против раскрытия арктических кладовых, указывая на то, что последствия разлива нефти на Крайнем Севере могут оказаться катастрофическими для прибрежных районов.

Тундру загадить легко, а вот восстанавливается растительность этих бедных солнечным теплом и почвой территорий чрезвычайно медленно, буквально десятилетиями. 

Превращение Патрушева в защитника природы выглядит тем более загадочным, что идет в разрез с официально линией. Не далее, как в июне Владимир Путин заявил, что около 30% углеводородов страны к 2050 году будут добываться именно в Арктике. Об этом президент РФ рассказал на своей прямой линии.

«Арктика – важнейший регион, который будет обеспечивать будущее нашей России. Можно с уверенностью сказать, что мощь, да и возможности России будут прирастать Арктикой, арктическим регионом. К 2050 году примерно 30% всех углеводородов будет добываться в Арктике», – отметил президент.

Пока что правда это лишь ориентир, поскольку нынешние добычи гораздо скромнее, а вложить требуется триллионы. На сегодняшний день в арктической зоне добывается лишь 17% российского «черного золота». 

Глава «Роснефти» Игорь Сечин, впрочем, и дальше укрепляет волю Владимира Путина к продолжению арктической экспансии, сколько бы это ни стоило. Не так давно он принес на встречу с главой государства образец породы, который подняли с глубины 2,3 км. Очевидно для того, чтобы показать насколько у нашей нефтянки «длинные руки». Однако загрести сокровища со дна Северного ледовитого океана будет не так просто учитывая, что расходы на освоение Крайнего Севера до 2050 года запланированы в размере 9 трлн. рублей, в то время, как цены на нефть остаются на низком уровне, а бюджет и без того приходится латать.

Окупится ли дорогостоящая добыча углеводородов из-под Арктической шапки — пока далеко не факт.

В июле заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов без обиняков поделился своими сомнениями со СМИ: «Надо понимать, что затраты на освоение арктических акваторий значительно выше, чем на освоение других морских месторождений. И в этом смысле сегодня для компаний шельф — скорее вызов, чем потребность».

Поэтому не исключено, что срочно «позеленевший» Патрушев лишь пытается предостеречь Кремль от бездумных астрономических трат, которые можно было бы направить на другие цели. Например, на армию, финансирование которой из-за бюджетных ограничений в этом году впервые за много лет было урезано.

В то же время, с экологической точки зрения, опасения главы Совбеза РФ звучат вполне резонно.

«Нынешняя энергетическая политика на Крайнем Севере ничем не отличается от того грабежа ресурсов и пренебрежения экологией, что были во времена СССР. В погоне за прибылью отсутствует надлежащий контроль за состоянием окружающей среды. При этом в тундре, в случае разлива нефти, восстановление экосистемы происходит гораздо медленнее, чем в южных регионах. Проведенное нами моделирование возможного разлива нефти на месторождении Приразломное (первом и единственном пока проекте на российском арктическом шельфе, который ведет промышленную добычу углеводородов) показало катастрофические последствия такого хода событий. Пока что у России нет ни денег, ни технологий, чтобы гарантировать исключение нефтяных разливов и безопасную с точки зрения экологии добычу углеводородов на Крайнем Севере», — сказал сетевому изданию «Гражданским силам.ру» руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров.

Сергей Путилов
Теги: Николай Патрушев, Арктика, Крайний Север, нефть