Подвергший критике храм Вооруженных сил священник запрещен в служении
24 июня 2020 14:08:46
Священника Новосибирской епархии иеромонаха Иоанна (Курмоярова) запретили в служении после критического поста, размещенного им в Facebook, в котором он назвал главный храм Вооруженных сил РФ «милитаристским капищем»
Об этом сообщает Znak.com
22 июня Владимир Путин и патриарх Кирилл совместно открыли главный храм Вооруженных сил — собор Воскресения Христова в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке. При этом глава церкви «сердечно поздравил» россиян «со знаменательным и скорбным днем» — годовщиной начала Великой Отечественной войны.
Удивителен и сам храм: лестница из трофейных фашистских орудий, стены цвета хаки, красные звезды перемежаются с крестами, орденоносные стяги войск Красной армии с серпом и молотом на флагштоках — все это довольно непривычно для верующих. Со стен смотрят суровые лики воинов, отстаивавших интересы отчизны в Афганистане, Чечне и Крыму. Их покрыла своим красным покровом Богородица, будто являющаяся калькой с плаката времен Великой Отечественной «Родина мать зовет».
Строительство колоссального собора, на который ушли астрономические средства, сопровождалось скандалами: зодчим пришлось соскоблить уже нанесенные было на стены фрески с изображением Путина после того, как президент не одобрил затею. Точно так же под огнем общественной критики исчез образ «отца всех народов» Сталина.
Но критики храма не перевелись, в том числе и внутри самой РПЦ.
Свой пост в Сети, послуживший причиной отставки, иеромонах Иоанн оставил 15 июня. По мнению священника, православная религия в России «превращается в банальное язычество, со своими капищами, небесными покровителями, иконами родов войск, храмами по профессиональной принадлежности. Печалька», — написал он. Все это он оценивает как «профанацию» христианства.
Как рассказал священник журналистам, после того как его пост прочитал некий анонимный «ревнитель благочестия», иеромонаха заставили написать объяснительную. Вместо того чтобы сгладить ситуацию, он решил пойти на принцип. И написал в объяснительной буквально следующее: «Этот храм может превратиться (если уже не превратился) в языческое капище, некоей новой имперско-милитаристской, синкретической религии, а те, кто будет там причащаться, будут делать это в суд и осуждение». Священник пояснил, что в православном храме не место антихристианской советской символике. Главные же его опасения связаны с тем, что русское православие якобы постепенно превращается в «имперско-милитаристский культ», где, как и в языческом Риме, главным требованием была верность не заповедям Христа, а лояльность перед императором и государством.
18 июня вышел указ о запрете в служении на два месяца «в связи с несоответствием званию клирика РПЦ» и «до выяснения всех обстоятельств недостойного поведения» священника Новосибирской епархии иеромонаха Иоанна (Курмоярова).
«Думаю, следует отнестись с пониманием к священнику Новосибирской епархии Иоанну, раскритиковавшему храм Вооруженных сил РФ и пострадавшему за это. Можно только порадоваться, что он проявил смелость и не собирается отрекаться от своих слов. Складывается впечатление, что этот храм превращен в языческий, где главным объектом поклонения служит государство, война, массовое убийство. То есть происходит заведомая насмешка и издевательство над христианством, религией мира, прощения и любви к врагам. Достаточно вспомнить отношение к войне и военной службе христиан первых веков, то есть настоящих христиан, и сравнить с тем, что восхваляется в этом «храме», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.
«Хотя я и протестант, что налагает на меня обязанность заботиться о чистоте своей веры, но мне дороги все христиане, преследующие ту же цель в своих конфессиях. Поэтому любые здоровые силы в православии мне также небезразличны, тем более что я исповедую еще и идеи христианского пацифизма. Поэтому, узнав о дискриминации близкого мне по духу православного священника, не могу промолчать. Меня глубоко возмущает, что высшие иерархи РПЦ, возможно, не только создали симбиоз Церкви и секулярного государства, но и пропагандируют это путем создания символических памятников грандиозных размеров и общероссийского масштаба. Иеромонах Иоанн (Курмояров) назвал главный храм ВС России языческим капищем. Может, это и не так, но недалеко от истины. Полуязыческим капищем это архитектурное сооружение можно назвать. Почему? Потому что никакие победы в войнах не могут дать право смешивать между собой несовместимые идеи гражданской профанации и священной духовности. С каких это пор для солдат начали создаваться отдельные храмы? Что это за привилегии? Не целый ли народ противостоял захватчикам? Откуда христианская вера стала считать своей опорой армию и правителей, а не Бога? Так какое же послание несет этот символ всем россиянам? Почему такой храм не создан в честь матерей и жен, отдавших победе самое дорогое? Они пожертвовали меньше, чем их мужья и сыновья? Почему такой храм не создан в честь дипломатов, пытающихся решить международные проблемы мирными путями? Почему сегодня нужно выражать свое почтение военной силе, приведшей к гибели большого множества людей, а не дипломатическому разуму, способному избежать огромного множества ненужных жертв? Наконец, почему нужно восхваление людей в том месте, которое предназначено для восхваления Бога? Вообще, какую цель преследует вся эта синкретическая символика? Современному православию наконец-то удалось найти нужный симбиоз между церковной духовностью и государственным милитаризмом? Но разве не на исключительно моральной основе возможен такой симбиоз? Но что общего у морали с насилием, даже с самым справедливым? Разве правда неспособна сама себя защитить? Если так, тогда она перестает быть правдой и превращается в ложь. Мне понятны чувства отца Иоанна, оскорбленного данным событием. Пусть это не пацифистский, а лишь антимилитаристский протест, но он достоин похвалы, а не порицания. Порицания же достойна суровая реакция на этот справедливый голос возмущения православного священника. Почему вдруг в нем увидели опасность? Почему так быстро применили админресурс вместо обычного увещания? Неужели мы привыкли все решать лишь при помощи грубой силы? Тогда, может быть, опального иеромонаха следовало сразу отправить на эшафот? Разве не для этих целей государство содержит армии, суды и плахи? Я скажу больше: пока в православии имеются такие священники, оно не лишится своего достоинства. Поэтому я призываю снять с иеромонаха Иоанна отлучение и восстановить его в церковных правах. Таких людей не наказывать нужно, а повышать в служении. Всем нам нужно научиться прославлять не физические, а духовные победы. Может тогда войны на Земле прекратятся совсем, и между всеми народами наступит долгожданный мир», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» богослов, руководитель портала «Христианский пацифизм» Геннадий Гололоб.
Вероятно, о похожих ситуациях высказался и апостол Павел в первом послании к коринфянам: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 кор.11.19).
Сергей Путилов