Попали под качели: власти уравновесили чистки в МВД арестами чекистов?

Фото: twitter.com

06 июля 2019 13:00:57

5243

После дела журналиста Голунова, в котором ряд экспертов не без основания усматривает выяснение отношений между двумя извечно конкурирующими силовыми блоками: полицией и чекистами, становится очевидно, что власть начинает восстанавливать нарушенное равновесие

По всей вероятности, вслед за масштабными чистками высокопоставленных полицейских чинов дошла очередь и до ФСБ: царь, надавав по голове одной из конкурирующих фирм, хотя бы из принципа, должен был пройтись державным посохом и по их супротивникам. Хотя бы по той причине, чтобы не задавались.

Накануне в Москве задержали шестерых сотрудников элитных подразделений: «Альфы», «Вымпела» и управления «К» ФСБ. В Центре специального назначения ФСБ проводится проверка, сообщает РБК.

По данным одного из источников, сотрудников ФСБ подозревают в хищении 140 млн руб. в банке (название банка он не уточнил). В материалах дела говорится, что офицеры ФСБ инсценировали в банке обыск, при котором присутствовали сотрудники Центра специального назначения (в него входят «Альфа» и «Вымпел»). 

«Обыск проводился по поддельному постановлению», — рассказал источник в ФСБ. Задержание проводилось совместно с МВД, материалы переданы военному следствию.

Как выяснил «Росбалт», кража денежных средств осуществлялась при помощи простой схемы: из бронежилетов вынимались железные пластины, куда затем помещались пачки денег.

Разборка между двумя конкурирующими лавками полезна в том смысле, что дает хороший повод задать вопрос: насколько значительным можно считать вмешательство силовиков в российский бизнес, в каких формах осуществляется такое вмешательство? Речь идет явно не об одном лишь вмешательстве в похоронный бизнес. Случаи вмешательства силовиков в дела бизнеса растут лавинообразно. И это при том, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина буквально вопиет о том, что неблагоприятный инвестиционный климат в России давно превратился в главный тормоз экономического прогресса. Дело Майкла Калви является лишь айсбергом, уходящим в темные недра коррумпированной, и основанной на Басманном правосудии российской экономики.

Число коррумпированных сотрудников ФСБ, выявленных управлением собственной безопасности, выросло за год более чем вдвое, до 39 с 17, говорилось в поступившем ранее в Совет Федерации докладе генпрокурора Юрия Чайки о состоянии законности в стране в прошлом году. Некоторые офицеры-безопасники стали фигурантами громких уголовных дел. Не отстают от них и переквалифицировавшиеся в воров полицейские. Так, большой резонанс получило дело полковника МВД Дмитрия Захарченко. По данным гособвинения, последний «вступил в преступный сговор с целью получения от владельца ресторанов «Ля Маре» Меди Дусса взятки в особо крупном размере». Изначально у ресторатора вымогали взятку в пять миллионов долларов, но затем злоумышленники в погонах согласились на 800 тысяч. Наиболее известным делом последнего времени стало дело трех полковников-бывших сотрудников центрального аппарата ФСБ Кирилла Черкалина, Андрея Васильева и Дмитрия Фролова. По данным следствия, в 2011 году они вымогали у главы строительной компании Сергея Гляделкина  долю в уставном капитале ООО на сумму не менее 490 миллионов рублей, полагает СК РФ. Черкалин, как полагает следствие, руководил этой преступной группой.

По данным «Коммерсанта», он курировал в ФСБ борьбу с преступностью в банковской сфере. В ходе обысков дома и на работе у полковника «изъяты крупные суммы, коллекции часов и драгоценности, оцениваемые более чем в 12 миллиардов рублей», писал «Ъ».

Как все это отражается на российском бизнесе? Насколько «родовые пятна» российской власти, уходящей корнями в чекистское прошлое въелись в кровь и плоть отечественного предпринимательства с целью паразитировать на нем?

«Повышенное внимание и доброжелательное отношение к силовым структурам со стороны власти, их привилегированное положение, и фактическое отсутствие механизмов контроля со стороны общества создают иллюзию безнаказанности и неблагоприятную почву для роста злоупотреблений. Объекты посягательств силовиков оказываются уязвимыми и по сути беззащитными, будучи по закону лишенными права на сопротивление. Примеров с каждым днем все больше. Однако мы не можем утверждать, что вмешательство силовиков в бизнес уже стало системным фактором экономики. Все-таки уголовное преследование или силовое воздействие на предпринимателей не являются тотальными. Это каждый раз отдельная история с непредсказуемым началом и негарантированным итогом. Однако каждое такое, почти случайное событие, негативно влияет на инвестиционный климат. Фактор непредсказуемости только усиливает отрицательный эффект, лишая четких ориентиров законности и распределяя внерыночные риски на всю предпринимательскую среду. В конце концов каждый решает сам, принимать ли такой риск и оправдан ли он экономически.  Но в целом, конечно, это плохо отражается на деловой активности», — сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».

«Сложно говорить о том, система это или случайность, без четких фактов и предметных заявлений. Презумпцию невиновности пока никто не отменял. В бизнес-кулуарах ходят разговоры на тему вмешательства силовиков в различного рода процессы с той или иной целью, но подтвердить это или опровергнуть практически невозможно, все на уровне слухов или личных бесед. Такое и раньше было в современной России. Представить себе аналогичное в развитой стране вряд ли получится, но в нашей стране это было и есть поэтому бизнес или подстраивается, или смиряется», — поделилась своим мнением с изданием старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Сергей Путилов
Теги: ФСБ, МВД