Предок дачи – рай
10 июля 2017 10:56:59
Сегодня, очень многие, живущие в мегаполисе, помимо бетонного гнезда, именуемого квартирой, владеют и кусочком земли в предместьях.
Редко кто здесь занимается интенсивным земледелием, в основном, этот кусочек заводят и украшают «для души».
«Для души», – говорят так большинство людей и не догадываются, насколько близки они к истине.
Эхо рая – персидский мотив
В традициях многих народов Земли, сад – это всегда символ «Лучшей страны» («Поля блаженных», «Элизий» и т.д.). Сад, как образ земного рая, наиболее ярко запечатлён в персидской традиции, унаследованной в 7 веке арабами, а позже и другими завоевателями. От Тамерлана – до Великих Моголов, персидская модель непрестанно дополнялась и совершенствовалась, но пережив превратности истории, сохранила свои главные черты и сегодня.
Начало истории садов в Иране увязывают с территорией Pasargades и именем царя Кира (6 век до н.э.) – основателя династии Ахеменидов. Сады Кира отличались точными геометрическими формами, в их архитектурном ансамбле было множество галерей, а в общем плане доминировали прямые длинные водные аллеи, перекрещивающиеся в центре сада.
Помимо этого, сад украшали безупречно ровные, выложенные из камня бассейны. Наследники Кира и их сатрапы сохранили этот вкус к правильным садам, где словно размеченные по линейке. Ровными рядами высаживались ароматные деревья и кустарники. Чтобы перенести в свой язык название этих садов, греки употребили адаптированное персидское слово paradeisos (от персидского pairi-daeza, что означает пространство, окружённое стеной).
Идеальный сад, как место пребывания богов и ангелов – этот древнейший образ из священных книг владыки Персии старались воплощать на Земле, чтобы в творениях рук человеческих услышать хотя бы отдалённое эхо сада вечного.
Сад в мире – это Космос в Хаосе. Ограда сада – символ недоступности Космоса для сил Хаоса. Идея разделить прямоугольную или квадратную территорию сада на 4 части двумя перпендикулярными осями – аллеями или, чаще, водными каналами, связана с распространённым в античности представлением о мире, разделённом на 4 части 4 реками.
Кочевые народы, наводнявшие Иран в различные эпохи, взяли эту модель персидского сада, как схему для своих мобильных дворцов. Примером может служить Тамерлан и его потомки, которые завели обычай – от Центральной Азии до Афганистана – устраивать царские и княжеские стоянки по точному плану: квадрат или прямоугольник земли, защищенный оградой с монументальными дверями, роскошные шатры на полянах клевера и кашки, троны, расположенные на возвышении, устланном коврами – идеальное место для дипломатических приёмов и позирования художникам. Властелин Северной Индии император Бабур, основавший в 1526 году династию Великих Моголов (главную империю мусульманского подконтинента до 18 века), создаёт настоящую империю садов. Будучи среднеазиатом по происхождению, Бабур любил и хорошо знал традиционные персидские сады. Поэтому на всех завоёванных им территориях – от Пенджаба и Кашмира до Деккана – вскоре расцвели сады наиболее распространённых персидских типов: тахар-бак, погребальные сады и сады внутри крепостей и дворцов.
1-й тип, тахар-бак
Обширный загородный сад. Место для него выбирали тщательно, с учётом наличия природных водоёмов. Сад окружали высокой стеной, которая защищала его от песка и пыли. Этот большой сад изобиловал маленькими террасами и водопадами, фонтанами и бассейнами, аккуратно постриженными рядами растений и прохладными павильонами. Пересечение двух перпендикулярных каналов или аллей указывало на центр сада.
2-й тип
Погребальный сад, устраиваемый вокруг мавзолеев и усыпальниц и рассматриваемый как маленькая копия рая. В таких садах росли чудесные розы, символизирующие вечную весну в иной жизни, а также виноград – для возлияний умершим душам.
3-й тип
Крепостной сад, как правило, принадлежавший гарему, занимающему наиболее важное пространство внутри крепости или дворца. В таком саду всегда было много чистой воды, ароматизированной цветами, красивых фонтанов с изысканными украшениями.
Все три типа садов отличала гармония святого порядка, сады для персов – место наслаждений, а не работы. Небо со звёздами – наиболее частый сюжет на потолках арочных конструкций. Персидский сад – это попытка приблизить землю к небу и небо к земле. Мирт, мастиковое дерево, базилик, и конечно же розы, наполняли персидский сад ароматами Эдема. Разведением роз особенно славился город Шираз, где с помощью секретных технологий из лепестков роз делали уникальный парфюм и сладости. В 1598 году шах Аббас 1 переносит свою столицу в город Исфахан.
«Здесь будет город-сад», – наверное, так решил этот восточный суверен и, действительно, превратил в сад весь город.
Идея великолепная: план урбанизации нового города интегрировал природу в грандиозные архитектурные пространства, расположенные между древним городом и рекой, разумеется с окружающей город стеной. Иран и те, кто унаследовал его культуру, никогда не прекращали эту традицию закрытых садов, её продолжают и сегодняшние сады Ирана.
Обитель атлантов – кельтский мотив
Как известно, по Платону, столица Атлантиды была окружена водными кольцами каналов, а два больших канала пересекли её крест на крест. Знакомая схема, правда? Точно по такой схеме, напоминающей кельтский крест построен город Экбатана (находится на территории современного Ирана, городу более 3 тысяч лет). Существует немало научных работ, как в Европе, так и в Иране, доказывающих родство культур кельтов и персов (одежда, украшения и т.д.), особо это родство ощутимо представлении обоих народов о рае, где христиане-кельты и мусульмане-персы, гораздо ближе друг к другу, чем к своим религиям. Атлантида, как общая прародина для многих народов современности, сливается в их традициях с образом потерянного рая, и подобно тому, как иконы изображают лики святых, земные сады призваны служить образами сада небесного (в кельтской традиции, это «остров яблок» Аваллон).
По следам православных преданий и апокрифов
«Путь туда знают только орлы», – так легенда говорит о земле, где царствует царь и поп Иоанн – «поборник по православной вере». Апокрифическое сказание про царя и попа Иоанна было очень популярно в средневековой Руси. В Европе, он же был известен как пресвитер Иоанн. Его мистическое царство (в легендах, чаще табуируемое словом «Индия») находится близ рая, из которого берут начало реки этого царства. Любопытная деталь: в этом царстве есть благоуханные леса, в которых растёт много перца.
О том, что рай – это сад говорят многие православные предания. Григорий Синаит, бравший на заметку свидетельства людей, восхищенных в рай, говорит о нём как о низшем (то есть ближайшем к земле) небе, наполненном благовонными садами, где деревья постоянно цветут и плодоносят. А посреди рая течёт река, разделяющаяся на 4 рукава. Чудесные сады в раю видел и Семион Дивногорец. Некоторые подробности о небесных садах можно найти в житиях святого Андрея юродивого из Константинополя. Он рассказывает о высоких деревьях, вершины которых колеблются так красиво, что необыкновенно радуют взор. Ветви этих деревьев несказанно благоухают и подобных их цветам и плодам на земле не найти… «Стояли те прекрасные сады рядами», – говорит святой Андрей – как бы полк против полка»…(Что это – геометрия персидских садов в видении православного святого? А 4 рукава реки – уж не каналы ли это атлантов?).
Своя тропинка к Эдему
Мой сад изменил меня – эта мысль рано или поздно посещает каждого усердного садовода. Сад – продолжение души его создателя, у каждого он свой. Но, через какое-то время, подобно написанному роману или сложенной песне, сад начинает жить и своей собственной жизнью, становясь, то зеркалом вопросов, то дверью к их ответам. Цветы, деревья, кустарники и ароматные травы – их пригласили сюда не случайно. Садовник – этот суверен 6 соток, хочет видеть в них верных подданных, способных лечить, защищать, предсказывать и украшать, успокаивать и укреплять. Они – продолжение его души, а он среди них – в центре самого себя. Иные, отправляются в кругосветные путешествия, и словно фигурки карусели, двигаются, кружат вокруг Земли по морю и суше. А садовник, это тот, кто в центре этой карусели, на полюсе души – все новое приходит к нему само. Когда он в центре себя. И это его тропинка в Эдем.
Сергей Коршунов