РАНХиГС: молодежь не желает официально трудоустраиваться
17 октября 2018 19:23:58
Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС провел исследование в Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях и установил, что менее половины (44,3%) работающей неофициально молодежи хотели бы официально трудоустроиться.
Об этом сообщает РБК.
«Гражданские силы.ру» провели опрос экспертов с целью выяснить, почему молодое поколение не горит желанием устраиваться на работу по закону (то есть зарабатывать будущую пенсию, пользоваться формальными правами на месте работы), а вместо этого предпочитает зарплату в конверте.
Сказать, что неофициальное трудоустройство является сознательным идеалом для молодежи, было бы, конечно же, преувеличением, но, тем не менее, авторитет трудовых книжек, безусловно, основательно подмочен. 32,9% молодых людей, которые работают неофициально, сообщили, что ни они, ни их работодатель не хотели бы закрепить отношения договором. Еще 25,4% опрошенных сказали, что возможности устроиться на работу официально не было. 21,4% респондентов сами не захотели оформиться официально на работе. При этом ситуация варьируется в зависимости от региона. Самая высокая доля (39,7%) молодежи, у которой не было возможности трудоустроиться официально, в Новосибирской области. В Свердловской области больше тех, кому в официальном оформлении отказал работодатель – 24,7%. Сами отказались от официального трудоустройства почти 40% жителей Ивановской области. В то же время, 43% респондентов в Свердловской области полагают, что работа всерую позволяет получать большие деньги, а 44% опрошенных в Ивановской области считают, что неофициальный труд позволяет быстро менять виды деятельности.
Юноши и девушки преимущественно заняты неофициально в сферах услуг, торговли и транспорта (51,6%). Еще 21,3% молодых людей работают в промышленности, 14,9% респондентов — в сферах науки, образования, культуры и здравоохранения.
«В этом возрасте большинство молодых людей не задумываются о том, что официальная работа является способом заработать себе на пенсию, а также формировать фундамент для будущей семейной жизни. Отчасти потому, что сфера интересов в этом возрасте смещена совершенно в другие области (в основном это общение с ровесниками, молодежные субкультуры и т.д.), отчасти из-за негативного восприятия нынешней пенсионной модели и уровня социальной защищенности наших сограждан, когда от молодежи зачастую можно услышать слова: «Да чего на эту пенсию копить, я все равно до неё не доживу». Весьма краткие временные горизонты при оценке своего будущего были характерны для молодых людей во все времена. Сейчас же, когда темп жизни сменился, старость и вовсе кажется многим настолько далекой, что задумываться об этом нет времени, да и не особо хочется. Вторая причина, это общий нигилизм значительного числа молодых людей. Традиционные для этого возраста бунтарские настроения или неприятие окружающего мира накладываются на не слишком радостную действительность. Особенно в регионах, где практически отсутствуют социальные лифты, а перспективы карьерного роста выглядят весьма призрачными. При таком подходе молодежь неизбежно замыкается на удовлетворении насущных нужд, среди которых более простой с точки зрения процедуры трудоустройства и высокий заработок. Понимание того, что гораздо выгодней, надежней и перспективней быть трудоустроенным официально приходит в жизни гораздо позже, как правило с появлением своей семьи, детей и необходимостью планировать свою жизнь на гораздо более длительные временные промежутки», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
«Столь положительное отношение молодых россиян к «неофициальному» трудоустройству может объясняться рядом факторов – недоверие, мобильность и сложившиеся условия для бизнеса. Самым важным со стороны молодежи представляется низкий уровень доверия к планам и обещаниям со стороны российских властей. Не вдаваясь в глубины изменчивости макроэкономической политики России, молодежь видит, что происходит с пенсионной системой, видит как живут пенсионеры, и совершенно точно понимает, что рассчитывать можно только на себя. А если так, то отказ от формирования именно пенсионных накоплений выглядит для них вполне логичным и разумным. Безусловно, если бы для российского бизнеса было бы выгоднее нанимать персонал официально, то ситуация была бы совершенно иной. Однако растущее давление на бизнес подталкивает его на встречу к «серому» трудоустройству. Можно было бы, обращаясь к молодежи, оперировать дополнительными преимуществами официальной работы (оплачиваемый «больничный» и отпуск), но молодые люди, работающие неофициально, и так сохраняют высокий уровень мобильности, выбирая соответствующую сферу занятости. А что касается «больничного», то в России уже сложилась неформальная договоренность оплачиваемого трехдневного домашнего самолечения в независимости от статуса сотрудника», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.
Сергей Путилов