Родители старшеклассников Нижегородской области посчитали «удаленку» экспериментом над детьми

Родители старшеклассников Нижегородской области посчитали «удаленку» экспериментом над детьми Фото: из открытых источников

19 ноября 2020 10:24:00

854

Обращение родителей к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину опубликовано на портале общественных инициатив Сhange.org

Авторы документа требуют отменить его указ о переводе учащихся 6-8 и 10 классов на дистанционную форму обучения. По их мнению, такая мера может быть не связана с заботой о здоровье детей и предупреждении распространения коронавирусной инфекции, а быть частью эксперимента по внедрению цифровой формы образования.

5 ноября губернатор Нижегородской области своим указом перевел на дистанционное обучение учеников 6-11 классов. Однако, 9 ноября ученики 9-х и 11-х классов возобновили обучение в очном режиме. Это было связано с тем, что в уделенном режиме им будет сложнее подготовится к выпускным экзаменам. Также в обычном режиме продолжают обучение ученики 1-5 классов. 

Авторы инициативы указывают на то, что принудительный перевод учащихся на дистанционное обучение могут нарушать Конституцию в части права на получение качественного образования, равного доступа к образованию, а также установленные федеральные госстандарты в сфере образования (ФГОС), которые требуют от системы общего образования обеспечения высокого качества, доступности и открытости для обучающихся.

По словам родителей, лишь немногие школы проводят онлайн уроки по всем основным учебным предметам силами учителей школы. В большей же части школ региона ученикам якобы просто дают ссылки на уроки электронной системы «Российская электронная школа» (РЭШ) и отправляют ученикам «методические рекомендации». Учителя же лишь проверяют выполненные домашние задания. И только отдельные педагоги-энтузиасты проводят онлайн уроки.

Раскритиковали авторы петиции и саму электронную обучающую систему РЭШ, которая, по их словам, может применяться как дополнение к традиционному объяснению материала учителем, но не заменять его. 

Кроме того, по мнению родителей, необходимо учитывать, что не все учащиеся имеют доступ к современным техническим средствам связи. Не у всех есть компьютеры или планшеты, а также приемлемая скорость интернета. Это особенно касается детей небольших городов и поселков и из многодетных семей. Очное обучение в связи с отсутствием технических возможностей у школьников может применяться только в отношении сельских малокомплектных школ. Для обеспечения же нуждающихся компьютерной техникой у Минобрнауки региона нет средств. 

В петиции отмечается, что длительное пребывание перед монитором может отрицательно влиять на психическое состояние здоровья детей, приводить к нарушениям сна, повышать риск развития различных заболеваний органов зрения, мышц, суставов, внутренних органов и систем организма в целом. 

Родители ссылаются на мнение директора НИИ эпидемиологии и микробиологии Роспотребнадзора академика РАН Арега Тотоляна, который утверждал, что именно взрослые заражают детей, а не наоборот.

В пользу этого говорит и факт сохранения очного обучения для 1-5 классов и возвращения в школы учащихся 9 и 11 классов.  

«Лишь учащиеся 6-8 и 10 классов школ Нижегородской области остались «изгоями», для которых очное образование оказалось недоступным», - пишут родители в обращении. 

Такое положение кажется им особенно нелогичным, так как в области в это же время функционируют все предприятия и учреждения, торговые центры, магазины, детские сады, внешкольное образование, спортивные школы, бассейны, кружки и секции, в том числе при тех же школах, где эти же самые школьники взаимодействуют между собой. 

Единственное объяснение всему происходящему, они видят в опубликованном на Федеральном портале проектов нормативных актов «Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 – 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». 

Согласно ему, Нижегородская область одним из 14 субъектов России, где в период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года должен был проводиться эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС), которая включает в себя, помимо прочего, и дистанционную форму обучения. При этом, участие обучающихся и их родителей в данном эксперименте предполагалось исключительно на добровольной основе.

Родители, правда, делают поправку на то, что указанный проект не был утвержден. Однако, в сложившейся ситуации они видят все признаки его проведения.

В связи с этим, авторы инициативы требуют вернуть старшеклассникам очную форму обучения. Обеспечить строгий контроль соблюдения в школах санитарно-эпидемиологических правил. Позволить образовательным учреждениям самим принимать решение о переходе на обучение, в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки. А также запретить использование в регионе образовательной системы РЭШ, которая, по их мнению, не дает детям необходимых качественных знаний. 

Как ранее писала «Московская газета», против введения дистанционного режима обучения выступила и общественная организация «Родители Москвы», члены которой указывали на незаконность введения дистанционки в столице.

По словам пресс-секретаря организации Инны Гориславцевой, дистанционная форма может применяться лишь в качестве инструмента дополнительного образования детей или же на случай каких-то чрезвычайных обстоятельств, а также, если родители сами выбирают для своих детей подобную форму обучения.  

Не переводить обучение на дистанционную форму попросили и студенты Педагогического института Иркутского государственного университета. По их мнению, дистант «полностью отрицает получение практических знаний». Также предполагается, что данная форма обучения перегружает педагогов и студентов.

Денис Калугин
Теги: удаленка, школьники, петиция, родители