«Рок-н-ролл мертв, а рэп еще нет»: как душат музыкальную культуру в России

Коллаж © «Гражданские силы.ру»

04 декабря 2018 00:20:33

5528

С запретами концертов и родительской цензурой осенью столкнулось более десятка российских исполнителей от рэперов и панков до Ольги Бузовой, которые пришли на место «социально опасных» рокеров конца 80-х. Ситуация та же, только лица новые. «Гражданские силы.ру» попытались разобраться, к чему могут привести протесты музыкантов и запреты государства.

Только в ноябре были сорваны концерты рэп-музыкантов Хаски, Элджея, группы IC3PEAK. С теми или иными препятствиями на пути к многомиллионной аудитории и «золотым» гонорарам  сталкивались певица Монеточка, группы «Пошлая Молли», «Хлеб», AnimalДжаz, Feduk, LittleBig, Face, Gone.Fludd, WithinTemptation, JahKhalib, Ганвеста, HammAli&Navai, TheHatters, Anacondaz, ATL и другие. В большинстве случаев владельцы концертных площадок в регионах отказываются от проведения шоу, по их словам, из-за давления местных властей. Призывы к насилию, экстремизму, пропаганда наркотиков, алкоголя и суицида, связи с украинскими неонацистами — это не полный, но можно считать, базовый перечень причин, чем власти объясняют отмену выступлений.

«Наркоманы, нацисты, шпана»

Сейчас в центре очередного скандала оказалась московская группа IC3PEAK, которая представляет собой дуэт Насти Креслиной и Николая Костылева,  вернувших на сцену моду на витч-хаус и мрачные рейвы середины 2000-х. Начинали IC3PEAK с творчества на английском языке, успев выступить во многих странах Евросоюза, но в прошлом году дуэт решил запеть по-русски и представил свой первый русскоязычный альбом «Сладкая жизнь». Мрачный клип на песню «Грустная сука» стал в своем роде русским первопроходцем. А затем, уже в этом году, вышел новый альбом «Сказка», который и принес коллективу больше всего страданий. В клипе на самую яркую песню альбома — «Смерти больше нет» — Настя Креслина поливает себя бензином у Дома правительства в Москве и поет о том, как «вместе с другими тебя скрутят на площади», сидя на шее у омоновца перед зданием ФСБ на Лубянке. Также есть строчки «выхожу на улицу гладить кота, а его переезжает тачка мента». В одном из кадров клипа полумертвого вида парень и девушка поедают сырое мясо за столиком на фоне Мавзолея и багрово-кирпичных стен Кремля. Вокальные и музыкальные данные коллектива довольно посредственные, но в аранжировках и постановке клипа чувствуется определенный посыл и рука хорошего режиссера.

Со слов представителя группы, до выхода «Сказки» никаких проблем с проведением концертов у музыкантов не было, а чиновники или силовики с группой  еще не контактировали и не объяснили происходящее, только один раз им будто намекнули, что ребята поют  про «суицид и экстремизм», в чем и заключаются главные претензии.

Накануне участников группы IC3PEAK задержали в Новосибирске прямо при выходе из вагона поезда. Вокалистка Настя Креслина засняла на телефон, как сотрудник МВД надел наручники на ее коллегу по дуэту Николая Костылева и ведет его в отделение. С ее слов, никаких причин задержания названо не было кроме той, что на фотографии паспорта музыканта якобы изображена женщина, а не он сам. Это видео в тот же день было размещено на странице Навальный LIVE в Twitter.

К обсуждению сорванного концерта присоединился издатель «Медиазоны» Петр Верзилов, недавно прошедший лечение в Германии и ранее отметившийся на акции Pussy Riot на финальном матче Чемпионата мира по футболу в «Лужниках». В своем Twitter активист написал, что силовики угрожали менеджеру группы «подбросить наркотики», но подробностей уточнять не стал. Через несколько  часов на страницах «Мидиазоны» в соцсетях появилось сообщение, что на новосибирском вокзале собрались поклонники IC3PEAK, которые скандируют название группы, поют песню «Смерти больше нет» и российский гимн.

Поклонники отреагировали на уже не первый срыв концерта группы агрессивно. Среди многих матерных комментариев, содержались и такие: «Биомусора», «Россия сдохни, пожалуйста», «Ну что за [ название мужского полового органа — прим.ред. ]?, Храни вас господь», «Молодцы — загоняйте и дальше молодежь в протестные движения», «Значит уже не долго. Перед развалом СССР по клубам тоже списки запрещённых групп рассылали... сдыхает недоколхоз, как пить дать сдыхает. И это правильно».

«Это активация протестных масс, которые сегодня пришли на концерт, а завтра могут прийти на площадь. То, что сейчас происходит — эпохальное, историческое событие в новой истории России, которое нам еще предстоит осмыслить и увидеть в учебниках», — подвела итог участница группы Pussy Riot  Надежда Толоконникова.

Тем не менее, IC3PEAK намерены продолжить тур и в случае проблем также искать резервные площадки. Так, в воскресенье они спокойно отыграли в одном из баров Красноярска, правда под контролем сотрудников полиции, о чем в заведении сообщили агентству «Интерфакс».

Ранее СМИ сообщали о сорванных концертах рэп-исполнителя Хаски (Дмитрия Кузнецова), его выступления были отменены в шести российских  городах. После закончившейся неудачей попытки выйти на сцену клуба в Краснодаре, Кузнецов забрался  на крышу чужого автомобиля, словно Ленин на броневик или как Ельцин на танк при защите Дома Правительства в 1991-м., а сам внеплановый концерт артиста можно было спутать с митингом молодых сторонников Алексея Навального. 22 ноября исполнитель был задержан, суд назначил ему 12 суток ареста за мелкое хулиганство и трое суток — за отказ пройти освидетельствование на употребление наркотиков. Впрочем, четыре дня спустя адвокатам рэпера удалось добиться отмены этого решения.  

На этом неприятности рэпера не закончились. Его творчество заинтересовало депутата Законодательного собрания Ленинградской области Владимира Петрова. Питерский парламентарий отправил запрос в прокуратуру с просьбой проверить тексты Хаски.

«Призыв к неприятию происходящего в РФ не столько с политической точки зрения, сколько с экономической. И, действительно, есть элементы сатанизма, призывы к употреблению наркотиков, и к насилию и прочему, прочему, прочему. Я считаю, что это неправильно», — объяснил свое решение Петров.

С разницей в несколько дней следом в Якутске был отменен концерт хип-хоп исполнителя Элджея. Как сообщил представитель музыканта, это произошло в связи с угрозой срыва выступления «по обоюдному согласию артиста и организаторов». Реальная же причина заключалась в том, что накануне  управление образования городской администрации направило письма дирекциям школ с рекомендацией не допускать школьников на концерт рэпера из-за того, что «репертуар исполнителя может вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табак, алкоголь, принять участие в азартных играх».

К подобным  обвинениям, как и к личности музыканта проявили интерес в Московском институте психоанализа, исследовав творчество Элджея. Преподаватель вуза Ирина Смолярчук рассказала агентству «Москва», что считает обвинения «притянутыми за уши». Она отметила, что песни Элджея не содержат призыва к приобретению опасных для здоровья привычек, а скорее рассчитаны на тех, кто уже хорошо знает, что такое психотропные вещества. Психоаналитик обнаружила в текстах рэпера четкое описание симптомов «сужения мышления», которые наблюдаются от употребления всякой «дряни». Кроме того, обилие нецензурной лексики, обесценивание человеческих контактов и прямое унижение женщины, по мнению эксперта,  говорят о деградации автора, потому  лексика и музыкальный стиль Элджея могут заинтересовать разве что весьма специфическую аудиторию, которую психоаналитик обозначила как «депрессивную» и «асоциальную».

«Подростки, образованные и поддержанные семьями, имеющие стойкие личностные характеристики, откажутся от такого «музыкального» продукта! И тем более — не распознают специальных терминов, заложенных в песне», — резюмирует эксперт.

И все бы ничего, пропаганда перечисленных грехов музыкантов служит достаточным основанием для того, чтобы власти и представители правоохранительных органов проявили, как минимум, интерес к музыке, если бы не одно «но»: решения об отмене концертов происходят, что называется, без суда и следствия. Это, в свою очередь, только нагнетает обстановку, которая и так накалена из-за проводимых руководством страны непопулярных реформ, роста налогов и цен.

Интересно, что источники, близкие к администрации президента, утверждают, что не имеют никакого отношения к отмене концертов и, более того, относятся к этому скорее негативно, поскольку подобные запреты лишь усиливают протестные настроения у молодежи, пишет сетевое издание Znak.com. Собеседники издания считают, что нынешняя волна запретов исходит не из Москвы, а от региональных администраций, которые таким образом показывают центру, насколько успешно они борются за чистоту неокрепших молодых умов и нравственность современной молодежи.

Однако в СМИ появляются и другие версии. Так, часть изданий отмечает, что за отменой концертов стоят отнюдь не региональные исполнительные власти, а Центр «Э» и ФСБ. Такой версии, например, придерживается юрист Международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. В своем Telegram-канале он привел «черный список» музыкантов и указания, которые якобы исходят из центрального аппарата ФСБ России, не допускать выступлений этих исполнителей в регионах России. Источник полученной информации, при этом, Чиков раскрывать не стал.

Также есть предположение, что отмена и срыв концертов связаны с произошедшими недавно событиями, которые потрясли всю страну. Это стрельба в Керченском политехническом колледже, устроенная студентом Владиславом Росляковым, и самоподрыв архангельского подростка на входе в областное управление ФСБ. В ходе расследования проверке подверглись аккаунты молодых людей в соцсетях, в частности, выявлялись группы -«колумбайны», а также содержащие информацию экстремистского толка. Вполне возможно, что по итогам анализа и был составлен неформальный список артистов, чьи песни пользуются особым почетом у подверженной радикальным взглядам молодежи. То есть, представители спецслужб пытаются понять, какие интересы и музыка могут поучаствовать в формировании экстремистского мировоззрения подростка.

В этой связи можно вспомнить, как восемь лет назад запрещали песни националистической  группы «Коловрат». В 2010 и 2012 годах часть песен группы попала в список экстремистских материалов и была удалена из Интернета. Достать  полные альбомы можно было за большую переплату, но покупка и продажа дисков могла закончиться проблемами с законом. «Гражданским силам.ру», например,  известно о нескольких приводах в отделение полиции за альбом «Коловрата».  

Несколько позднее, в 2014 году, в России были отменены гастроли польских сатанистов Behemoth, прикрывающих рок-выступлениями оккультные обряды, связанные с поклонением дьяволу. Тем не менее, поклонники группы заявляли, что им не дают «исповедовать их веру, нарушая право на религиозную свободу». Музыканты были депортированы из страны, по официальной версии – за нарушение визового режима. До этого в ряде российских регионов проходили задержания последователей субкультур «Эмо» и «Готы» с теми же отменами концертов групп этих стилей в клубах, что также вызывало немалые протесты местных неформалов.

«Нам важно было просто играть»

Так что двадцатилетние рэперы лишь вновь напомнили о борьбе с социально опасными идеями и творческим инакомыслием, опыт которой Россия успешно унаследовала от СССР, только тогда «инквизиция», как именует тот период «старая гвардия», был намного круче. В конце 70-х – середине 80-х годов попасть в КПЗ можно было не только за песни The Beatles и Pink Floyd в кассетном магнитофоне, но и за один только внешний вид — длинные волосы или иностранные джинсы. Запрет касался  не только западных исполнителей, в «черном списке» оказалась вся без исключения классика «русского рока» — от «Аквариума», «Алисы», ДДТ, «Кино», «Наутилуса Помпилиуса», «Центра» до Жанны Агузаровой, вынужденной получить «марсианскую прописку», чтобы заниматься музыкой «без привлечения санитаров». Это ей, впрочем, не удалось. На протяжении многих лет отечественному року приходилось существовать в подполье и расцветать на закрытых  «квартирниках» Москвы, Петербурга и других городов, где была жива рок-тусовка. В этом плане опыт «стариков» вполне показателен и указывает на уже пройденный путь проб и ошибок с запретами концертов.

«Запрет на концерты стимулировал всех наших рокеров-подпольщиков к тому, чтобы они с двойным усердием стали записывать магнитофонные альбомы. Именно тогда был записан практически весь золотой фонд русской рок-музыки», — вспоминает о 80-х музыкальный критик Артемий Троицкий. Проводя параллель с сегодняшним днем, он отмечает, что рокерам того времени приходилось намного сложнее, чем попавшим под запрет рэперам сейчас. Для первых важнее была сама возможность выступать, чего они были полностью лишены, а о деньгах  и славе говорить считалось неприличным. В то же время и у тех, и других есть и что-то общее, считает Троицкий.

«Для рокеров, я думаю, главными темами были одиночество, отчуждение, алкоголизм. Для рэперов темы уже несколько иные. У них гораздо больше наркотиков, гораздо больше секса и всяких новых штучек, которые связаны с информационными технологиями. Какие-то темы, конечно, повторяются, поскольку это вечные темы для бунтующей молодежи. Неприятие власти, активное, или, по крайней мере, пассивное сопротивление государству – вот в этом смысле ничего не изменилось, — говорит он. — А все запреты практически бессмысленны, и реакция на них прямо, скажем, противоположная: чем меньше концертов, тем больше внимания к этим артистам в Сети. Единственная цель, которая достигается, – это то, что тот же рэпер Хаски теряет свои доходы».

О своем рок-н-ролльном прошлом вспомнил также лидер группы «Браво» Евгений Хавтан:

«Нам ничего не запрещали — нас просто арестовали на концерте. Причем — в отличие от сегодняшних историй — арестовывали еще и зрителей, которые больше всех недоумевали, почему их забрали. Одно обвинение было абсолютно справедливым, но они не смогли его доказать. Это была статья «частное предпринимательство» — от двух до пяти лет. Тогда музыкантам было запрещено продавать билеты на концерты — за этим следил ОБХСС. В нашем случае это было особенно смешно — мы, собственно, и денег никаких там не получали: нас интересовал сам факт выступления. Концертов было мало — важно было просто то, что мы играем, — подчеркивает Хавтан. — Люди, которые запрещают концерты, на мой взгляд, не очень понимают в молодежной культуре — так же, как они раньше не понимали в зарубежном рок-н-ролле. И методы у них дубовые. Они пока не могут разобраться в происходящем, но там сидят серьезные люди — и думаю, что они разберутся».

«Вас рожать не просили»

В качестве положительного опыта прошлого, которое можно и хвалить, и ругать и даже ненавидеть, нельзя не назвать слаженную и, что главное, приносящую свои плоды работу с детьми и молодежью. Если отбросить идеологическую составляющую, готовящую «детей Ильича» к «светлому будущему коммунистического рая», то любой советский школьник был ориентирован на учебу, труд, здоровый образ жизни, а в дальнейшем – на хорошее образование, крепкую семью и профессию, которая приносила бы пользу обществу. Сегодня другие ориентиры, другой престиж и другая молодежь, в которой от прошлого оптимистично-созидательного настроя мало что осталось.

И эту молодежь, которую все больше увлекают деструктивные мысли в условиях затянувшегося экономического и политического кризиса, возросшей агрессии в обществе и своих «вечных» проблем, нередко передоверяют структурам, которые возглавляют космически далекие от реальной жизни чиновники.

«Государство нам ничего не должно», «вас рожать не просили» — вот главные афоризмы сегодняшнего дня, которые еще долго будут «аукаться» действующей власти. Как известно, эти слова принадлежат олимпийской чемпионке, гордости страны Ольги Глацких, назначенной по странному стечению обстоятельств на должность руководителя департамента молодежной политики Свердловской области. Более того, свою нынче знаменитую речь она произнесла во время круглого стола в Кировограде, на котором собрались представители молодежных организаций Урала. А начав свою политическую карьеру, бывшая спортсменка понятия не имела с какого боку подойти к своему новому предназначению. Получается, что даже в политике на первый план выходят медийность, засвеченность лица,  а не реальные управленческие навыки и опыт.

Не менее нелепыми попытками уравновесить молодежную  политику стали заявления министра культуры Владимира Мединского, предложившего ритмическую американскую поэзию (так расшифровывается рэп) сделать русским народным достоянием, а также инициатива директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, который пошел еще дальше и предложил «подумать о грантовой поддержке» рэпа.

 «У меня складывается ощущение, что через некоторое время мы будем говорить, что рэп — это русское искусство, оно, конечно, где-то там зародилось, в Америке, но развитие получило у нас в основном. Вот я, например, рассказал сыну, что первый рэпер — это Маяковский, вот он теперь в классе всем пересказал это, они теперь читают Маяковского. Согласились с этим!», — призывает министр культуры.

После запретов и задержаний государство вдруг демонстрирует нам неожиданное желание помочь рэперам. К чему бы это? Эти инициативы вызвали недоверие у одного из старейших и самых авторитетных музыкальных критиков страны Артемия Троицкого.

«Эти последние конвульсии государственных мужей. Если бы было до сих пор какое-нибудь ВЛКСМ или что-нибудь еще такое, они бы тоже наверняка выступили и сказали бы, что: «Ребята, мы перегнули палку, ну как же так?..» Помимо кнута, власти решили еще применить и что-то вроде пряника. Соответственно, стали высказываться в том духе, что запреты – это не лучшая политика, а не давать ли талантливым рэперам государственные гранты и так далее. По поводу последнего, кстати, могу сразу сказать, что это абсолютно анекдотичная затея. То есть у нас уже есть государственные рэперы. В частности, такой Тимати, большой друг Рамзана Кадырова и Владимира Путина. Вот Тимати можно дать государственный грант уже, далеко не первый, я думаю. Что касается того же Oxxxymiron или Noize MC, или Хаски, или Face и прочих, то эти ребята, конечно же, за государственными грантами не потянутся ни в коем случае. Потому что они прекрасно знают, что в этом случае придет конец их репутации, придет конец тому, что называется streetcredibility, то есть доверию улицы. А для них это принципиально важно. То есть, может, они получат полмиллиона денег от государства в качестве грантов, но зато они будут выступать в пустых залах, и все будут считать их чмошниками. Так что наверняка какие-то иудушки потянутся за деньгами, но это будут бездари. Но большинство рэперов совсем про другое. Они просто рисуют такую достаточно неприукрашенную и крайне далекую от того, что можно увидеть по телеку, картину российской молодежной жизни. С этими самыми наркотиками, с этим одиночеством и отчуждением, и отчаянным сексом, и болезнями», — резюмирует Троицкий.

На этом фоне более адекватной и взвешенной кажется позиция Уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой, которая пообещала проверить причины отмены концертов рэперов в нескольких регионах и предложила организовать встречу с участниками групп.

«Я обязательно разберусь в этих ситуациях, мне нужна конкретика: когда, где. Хорошо бы встретиться с артистами групп, чтобы понять их позицию», — сказала сегодня Москалькова, отвечая на вопросы московских школьников в рамках всероссийского открытого урока «Права человека».

Марина Мароховская
Теги: рэп, Хаски, IC3PEAK, запрет