Российские ВУЗы могут остаться без иностранных грантов

Фото: © ТАСС/Донат Сорокин

12 марта 2019 11:14:22

1759

Зарубежное финансирование отечественного образования по каналам некоммерческих организаций уходит в том числе и на деструктивные цели.

Об этом заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.

Озвученная чиновником сумма в 80 млрд рублей вызвала недоумение у главы государства. Как следует из стенограммы на сайте Кремля, президент переспросил, действительно ли речь идет о поступлении такого объема средств именно из иностранных источников.

«Есть направления, отрасли, куда наибольшее количество денежных средств выделяется, – это система образования, то есть учебные заведения и прочее, – сообщил президенту Чиханчин. При этом глава ведомства подчеркнул, что по каждому случаю Росфинмониторинг «плотно работает» с ФСБ, пишет «Интерфакс».

Пока Росфинмониторинг разоблачает врагов в научной среде, госфинансирование гражданской науки в России успело сократиться на 17% за три последние три года, следует из подсчетов Высшей школы экономики. Теперь отечественные ВУЗы хотят отрезать еще и от иностранных источников. Одновременно в духе изоляционизма ведется и решение кадрового вопроса.  

В прошлом году в России была объявлена программа по возвращению студентов из «враждебных стран». Россотрудничество озвучило проект под названием «Highly Likely Welcome Back, или пора домой» с тем, чтобы вернуть на родину российских студентов из Великобритании и других государств, «проявляющих недружественное отношение» к нашей стране. Обещано трудоустройство вплоть до Дальнего Востока. Проект подается его создателями как относящийся не только к студентам, но ко всем специалистам, покинувшим Россию в разные годы.  За последние шесть лет интеллектуальная эмиграция из РФ только возросла. Около 40% уехавших составляют люди с высшим образованием. Среди причин смены места жительства большинство эмигрантов новой волны назвали экономический кризис, невысокий уровень зарплаты, агрессивность российского общества и отсутствие перспектив. Четверть участников опроса заявили, что переехали из-за недовольства политической ситуацией в стране.

«Международное финансирование, программы образования с участием зарубежных научных центров в наше время являются важнейшими источниками не только средств, которых в России недостаточно для поддержки науки, но и приобщения российских учащихся к высоким стандартам, формирования мышления на уровне мировой научной мысли, создания условий для карьерного роста. В качестве примера можно взять Российский медицинский университет имени Пирогова. Для поступления на международный факультет этого ВУЗа требуется не только сдать экзамены в рамках ЕГЭ (химия, биология, русский язык), но также пройти подготовку по кэмбриджской программе, включающей в частности знание английского языка. Факультет, на котором учатся всего полтора десятка студентов, функционирует при участии Туринского и Миланского университетов. Но желающих поступить гораздо больше, что вполне объяснимо. Обучение на нем дает двойной диплом, который позволяет работать не только в России, но и за рубежом. Кроме того, сама система подготовки на международном факультете значительно отличается от классического образования, получаемого врачом в России. Достаточно сказать, что литературы по биологии, химии отвечающей современным международным требованиям и прогрессивному уровню знаний, в России попросту не издается. Все приходится читать на английском. Под «деструктивное влияние» при большом желании можно подогнать все, что угодно, даже преподаваемый на курсе предмет critical thinking (критическое мышление), то есть способность воспринимать информацию не через призму покорного раба, которому ее вдалбливают, а развивать задатки самостоятельного мышления, умения рассуждать логически. Относительно того, что международные программы обучения являются каналом для утечки мозгов за рубеж, можно сказать, что в университете работают преподаватели, которые хотя и защищали научные степени за рубежом, тем не менее вернулись в страну и учат российских студентов», – сказала «Гражданским силам.ру» биолог Екатерина Эдуардова.

«Программы обмена студентами начали работать еще в начале девяностых годов прошлого века, и это считалось нормальным. В основном учащиеся из России ездили в Германию, Англию, США. Во времена, когда еще не развернулась «вторая холодная война», уровень доверия был таков, что российские родители даже отпускали своих детей-школьников пожить в американских семьях. Это способствовало преодолению стереотипов, которые десятилетиями взращивались в нашей стране. Никто не считался предателем только по тому, что он принимает участие в международных образовательных проектах. Эта практика распространялась и на людей, окончивших вузы и ставших специалистами. Так, российские молодые сотрудники нашей международной аудиторской компании с целью повышения квалификации регулярно ездили в Англию, и никто не считал их «предателями родины». Хорошие специалисты нужны везде, и международный обмен опытом необходим, если конечно мы не хотим загнать себя в тьму невежества и застоя», – сказала «Гражданским силам.ру» аудитор Ирина Колоскова.

Сергей Путилов

Теги: Росфинмониторинг, образование, Владимир Путин