«Шпионские страсти» перейдут в частную жизнь россиян?
27 ноября 2018 14:55:42
Верховный суд разрешил приобретать «шпионские» устройства для личной и семейной безопасности и заявил о частичной декриминализации статьи 138.1 УК РФ (Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).
В начале текущего года по всей стране прошла масштабная проверка уголовных дел по статье об обороте шпионских устройств. Поводом для нее, по утверждению официальных лиц, послужили издержки законодательства, которые позволяют привлечь к уголовной ответственности граждан, приобретающих гаджеты для слежения исключительно для собственных, бытовых нужд.
На пробелы в действующих законах обратил внимание резонансный случай с уральским фермером Евгением Васильевым. Мужчину обвинили в совершении преступления, предусмотренного статей 138.1 УК РФ, за купленный им в интернете GPS-трекер, который позволял отслеживать местоположение его коровы. Устройство содержало встроенный микрофон с функцией дистанционного управления. Из-за этого при «растаможке» товара сотрудники службы сделали вывод, что фермер, помимо разведения крупного рогатого скота, занимается еще и шпионажем. В отношении мужчины завели уголовное дело, которое могло бы закончиться реальным сроком, если бы не вмешательство президента России Владимира Путина.
Во время пресс-конференции в декабре 2017 года президенту поступил вопрос от корреспондента телеканала RT об обоснованности уголовного преследования фермера за «негласную слежку» за коровой. Глава государства признался, что даже не был в курсе о действии подобного уголовного запрета и пообещал лично разобраться в ситуации. «GPS и «ГЛОНАСС» привинчивают даже к котам, чтобы не потерялся. Почему к корове нельзя?», прокомментировал Путин. В итоге дело курганского фермера было пересмотрено в областной прокуратуре, которая не выявила у обвиняемого умысла шпионить за людьми. Весной дело было закрыто, а мужчине принесли извинение за допущенную «ошибку».
Как выяснилось, такие случаи в России далеко не единичны. По данным Судебного департамента, в 2015 году за незаконный оборот спецсредств перед судом предстали 259 человек, в 2016 году – 228, за шесть месяцев 2017 года – 259. Почти за три года оправдательный приговор был вынесен только единственный раз, за исключением разве что дел, закрытых по так называемым «нереабилитирующим обстоятельствам».
Однако стоило лишь одному приговору приобрести публичную огласку, как по стране прошла волна законодательных инициатив с требованием смягчить статью 138.1 УК РФ. Такой законопроект, например, с января находился на рассмотрении экспертного совета фракции «Единая Россия». Несколько месяцев назад он был направлен в правительство и Верховный суд РФ для получения официального отзыва.
В то же время внести уточнения в Уголовный кодекс и разъяснить, какие устройства можно считать шпионскими, предложили в ФСБ. В частности, силовики просят дополнить статью примечанием, согласно которому шпионскими устройствами могут считаться только гаджеты, наделённые функциями для скрытого наблюдения «намеренно», то есть с целью «получения информации либо доступа к ней без ведома её обладателя», говорится в тексте поправок, опубликованном на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В Генпрокуратуре ранее также заявляли о необходимости изменений в Уголовный кодекс, разработка которых будет поручена одному из ведомств. Более того, по поручению президента ведомство проанализировало все уголовные дела, которые возбуждались по статье об обороте шпионских устройств. Генпрокуратура установила, что граждане, привлекавшиеся к ответственности за «шпионаж», в основном приобретали эти средства для бытовых нужд. Так, в Иркутске ФСБ задержала мужчину, который пытался продать GPS-трекер, купленный им для того, чтобы отслеживать перемещения сына-первоклассника. В Генпрокуратуре отмечают, что никакой общественной опасности такие действия не несут, несмотря на то, что формально они подпадают под уголовную статью.
Сегодня на сайте Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) появились рекомендации Верховного суда. Высшая судебная инстанция страны, проанализировав все выше высказанные пожелания, предлагает частично легализовать средства для слежки и рекомендует не судить потребителей, не знавших о «специальных» возможностях приобретённого товара. От ответственности, возможно, уже со следующего года, будут освобождены граждане, купившие спецсредства для сохранности имущества, личной или семейной безопасности, в том числе в целях слежения за детьми или домашними питомцами. Если потребитель не собирался посягать на конституционные права других граждан по защите тайны личной жизни, то эти действия нельзя расценивать как уголовно наказуемые, подчеркивают в Верховном суде. Кроме того, в проекте постановления пленума ВС РФ отмечается, что сам по себе факт незаконного оборота специальных технических средств (СТС) не может свидетельствовать о виновности лица и в том случае, если устройства приобретены без цели сбыта и не подвергались технической или программной доработке для получения новых качеств, с помощью которых можно негласно получать информацию. Таким образом, диктофоны, смартфоны, видеорегистраторы и другие устройства могут получить статус «шпионских» только при соответствующих доработках.
Что касается нелегальных устройств и путей получения информации, то здесь, наоборот, эксперты все чаще высказываются за необходимость ужесточения законодательства. Речь в данном случае идет не столько о вопросах государственной безопасности, сколько о праве граждан на частную жизнь. Сейчас, когда средства для негласного сбора информации стали максимально доступны, происходит повсеместное вторжение в личную жизнь человека, нарушается одно из его главных прав, сказал агентству РИА Новости адвокат Александр Арутюнов. В качестве свежего примера юрист привел народного артиста Армена Джигарханяна, в кабинете которого были обнаружены «жучки» и камеры видеонаблюдения, установленные его бывшей супругой.
До нового года генпрокурор России Юрий Чайка должен представить президенту Владимиру Путину уже готовый законопроект по декриминализации статьи 138.1 УК РФ. Пока же правоохранители продолжают возбуждать уголовные дела в отношении потенциальных «шпионов», ревнивые мужья и жены России с нетерпением ждут поправок, чтобы законно приобрести средства слежки за супругом(ой), оформив покупку, как «бытовую».
Марина Мароховская