Штрафы помогут? Как бороться с шумным транспортом на российских дорогах

Штрафы помогут? Как бороться с шумным транспортом на российских дорогах Фото © «Гражданские силы.ру»

13 августа 2022 17:12:00

2008

Большинство россиян, живущих в городах, беспокоит проблема чрезмерно шумных автомобилей и мотоциклов на дорогах

Соцопрос 80 тысяч человек из 15 городов показал, что с подобными неудобствами сталкиваются 70% респондентов. На это последовала реакция из Госдумы. Депутаты предложили ввести за ночной шум, издаваемый транспортными средствами, максимально жёсткое наказание. Авторы законопроекта из фракции «Новые люди» считают существующие меры ответственности абсолютно недостаточными. Сейчас в федеральном КоАП за превышение уровня шума в ночное время для физлиц предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей. Регионы вправе вводить собственные дополнительные меры, однако и они немногим жёстче.

В Москве нарушителей могут оштрафовать на сумму 1-2 тысячи рублей. Парламентарии предлагают внести в КоАП многоступенчатую систему наказаний, включающую за первое, второе и последующие нарушения штраф в 100 тысяч рублей, неделю общественных работ и эвакуацию транспортного средства на 3 месяца на штрафстоянку. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков отметил, что предложения перед внесением в нижнюю палату обсуждались с экспертами и представителями самого мотосообщества, которые и посчитали целесообразным кратное увеличение штрафов.

Однако эксперты в области автотранспорта и дорожного движения указали на целый ряд сложностей, которые могут возникнуть при реализации данной инициативы.

Напомним, в прошлом году похожая инициатива по ужесточению наказания для любителей ревущих моторов уже обсуждалась в Москве. Мэр Сергей Собянин заявлял, что штрафы для нарушителей должны начинаться с 5000 рублей и зависеть от мощности двигателя, а в Москве следует расположить на дорогах комплексы фиксации нарушений, оснащённые шумомерами и вычислительными программами, способными определить конкретный источник шума. С необходимостью таких нововведений в целом согласилась Мосгордума, однако до конкретного нормотворчества дело так и не дошло.

У борьбы с громким транспортом есть и технические сложности, и угроза коррупциогенного фактора. Эксперт по системам фото и видеофиксации Григорий Шухман указывает, что шумомеры в комплексы дорожного контроля вмонтировать можно, однако могут возникнуть проблемы с определением того, какой именно участник движения превышает уровень шума, поскольку в Москве, да и в других крупных городах, трафик весьма интенсивный. В пресс-службе Ассоциации «ОКО», объединяющей производителей отечественного оборудования по выявлению нарушений на дорогах, также отмечали, что данный состав правонарушения является сложным и требует внимательного отношения инспекторов ГИБДД и трактовки любых сомнений в пользу гражданина. Даже современные камеры фиксации в случае с замерами шума могут ошибаться в определении его источника, поэтому более-менее точно они могут работать лишь при умеренном трафике, в частности, в ночное время.

Автоюрист Вячеслав Каймин напоминает, что существуют вполне конкретные требования к техническому состоянию частного транспорта, содержащие и предельные показатели по уровню шума. При превышении этого показателя, которое чаще всего происходит из-за нелегальной установки прямоточной выхлопной системы, эксплуатация транспортного средства де-юре запрещена. Логика подсказывает, что, если бы таким машинам и мотоциклам не позволялось выезжать на улицы строго до устранения нарушения, это стало бы наиболее действенным способом борьбы с чрезмерным шумом на дорогах. Впрочем, некоторые специалисты для максимального эффекта предлагают комбинировать все имеющиеся способы.

Автоэксперт, заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто предложил активнее привлекать к работе экипажи дорожной полиции. Он отметил, что у правоохранителей и сейчас достаточно полномочий для пресечения нарушений. Они могут и штрафовать таких водителей, и эвакуировать их ТС на штрафстоянку. Но пользоваться такими полномочиями почти некому, потому что экипажей ГИБДД на дорогах осталось очень немного.

По результатам дискуссии можно сделать некоторые выводы. Во-первых, наличие самой проблемы никто не отрицает: один ревущий мотоцикл или автомобиль без глушителя ночью способен разбудить сотни и тысячи жителей города, и с этим действительно нужно что-то делать. В странах Европы также задумываются над методами контроля за уровнем шума на дорогах. Звуковые радары, фиксирующие превышения допустимых норм громкости, в тестовом режиме с февраля устанавливают в Париже. Когда точность этих приборов будет доказана, власти французской столицы смогут эффективнее выявлять и наказывать нарушителей покоя парижан. Во-вторых, о наибольшем влиянии того или иного вида наказания можно спорить, говоря о преимуществах огромного штрафа или временной конфискации ТС, но главное, чтобы это наказание было ощутимым и неотвратимым. А сумма в 500 или 1000 рублей, которая ещё и грозит с очень небольшой вероятностью, отпугнуть нарушителей наверняка не сможет. Поэтому нововведения в КоАП по данной проблематике точно необходимы, и внимание Госдумы к этой теме с перспективой принятия нового закона в любом случае пойдёт на пользу борьбе с самыми громкими участниками дорожного движения.

Алексей Черников
Теги: штрафы, шум, машины