Синдром Кассандры или подумать только, чашка полетела!
28 апреля 2017 16:43:00
Пожалуй, самым интересным публике событием прошедшей недели станет не очередная встреча Путина с чиновниками, и даже не приятный иным ушам шум-крик вокруг закона о реновации «хрущоб», а история, случившаяся 27 апреля в студии «Эха Москвы».
Если коротко – философ Михаил Веллер плеснул водой в лицо журналистке Ольге Бычковой, назвал ее «скотиной» и выбежал из студии.
Из гула возмущенных голосов в Сети легко вычленяется генеральная мысль: «Веллер – хам!». Обладателей возмущенных голосов нетрудно понять: все-таки не каждый день всемирно известные философы швыряются в девушек чашками, и выражают мысль отнюдь не философическими терминами. Да и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Бенедиктов высказался уже вполне определенно, и это его высказывание легко отыскать на сайте радиостанции:
– Уважаемый мной Михаил Веллер схамил, и теперь он либо публично извинится за хамство перед Ольгой Бычковой, либо дорога на «Эхо Москвы» для него закрыта…
А это означает, что теперь писатель и философ не будет ведущим популярной программы «Подумать только», и уж тем более, его не будут приглашать на ток-шоу «Эха Москвы».
Наверняка, это известие безумно обрадовало блюстителей этикета. Но так же наверняка, это известие расстроило многих почитателей научного и литературного творчества Михаила Иосифовича.
– На меня произвели огромное впечатление труды Веллера по философии, – сказал после инцидента в студии один весьма неглупый человек. – Это гений, опередивший свое время, и он из тех философов, кого называют маяками человеческой цивилизации.
Кто-то, само собой, поспорит и насчет «гения», и насчет «маяка». Есть немало людей, называющих философию Веллера «банальным примитивом» и «компиляцией Артура Шопенгауэра и Герберта Спенсера». Еще большему количеству эстетов не нравятся литературные опыты Михаила Иосифовича, а Сергей Довлатов в свое время так и вовсе уличил молодого Веллера в плохом владении литературным русским языком.
Но ведь и то правда, что книги Веллера сегодня – самые «читаемые», а веллеровская модель «энерговитализма» и «энергоэволюционизма» приводит в восхищение немало философов и в России, и за границей. Ну, не случайно же доклад Веллера на международном философском форуме в Афинах в 2010 году был удостоен специальной медали. А сам Веллер – член российского ПЕН-клуба, International Big History Assotiation и Российского философского общества, автор десяти романов и множества рассказов, многие из которых «тянут» на настоящие философские труды. Наконец, это он написал в 1998 году 800-страничную книгу «Все о жизни», которую сразу назвали «философской всеобщей теорией всего»…
– Ну и что?, – усмехнется просвещенный читатель. – Это же не дает права кидаться чашками в девушек!
Конечно, не дает! Нельзя кидаться в девушек чашками, а также стаканами, рюмками, жбанами, ендовами, ведрами, бидонами, цистернами и прочими вместилищами жидкостей! Хуже того: всеми этими предметами нельзя швыряться и в юношей!
Увы и ах, но история знает и такой случай: не далее как 15 марта философ вышел из себя во время съемок ток-шоу на «ТВ Центр» и бросил стакан в ведущего. Тогда Михаил Иосифович объяснил свой поступок тем, что он теряет над собой контроль, когда ему заявляют, что он говорит неправду…
Это мы к чему? Это мы к тому, что, наверное, нельзя требовать от любого из нас, гомо сапиенсов, «круглой идеальности». Коварная мать-природа сделала нас угловатыми, склонными к глупостям и ошибкам существами. И даже если одаривает она кого-то вселенским умищем и космическим талантищем, тут же, словно устыдившись своей щедрости, в компенсацию наградит счастливца таким количеством недостатков, что хоть караул кричи. Вот напишет человек гениальное «Под небом полуночи ангел летел…», а потом тут же такую гадость сотворит, что не дай Бог. Или писатель душу человеческую препарирует до мельчайшего атома, такую вивисекцию устроит, что весь мир языком цокает и насчет загадочной русской души диссертации пишет, а потом идет этот гений в игорный дом и проигрывается в пух и прах, как распоследний шалопай. Или ученый великий такое выдающееся открытие сделает, что человечество ему потом тысячу лет в ножки кланяется, а он, подлец, оказывается, супруге единоутробной изменял…
Моцарт, великий Вольфганг наш Амадей, последние семейные деньги на сигары тратил, да так тратил, что и после его смерти бедная жена долги табачнику выплачивала! Ну, не гад, растуды его в качель?
Нет, не гад.
Гений.
Слаб и горек человек.
И не всегда может он совладать с собой, любимым. И обидно ему, что не понимают нас, когда внимают, когда словам цена – какой-нибудь пустяк, а если даже нас и понимают, то понимают нас совсем не так...
Вот тогда чашки в девушек и летят.
Ведь обидно же! Ты только мысль углядел, ухватил ее, паразитку, за хвост, и тащишь на белый свет, с миром открытием поделиться желаешь, и вот на этом самом интересном месте тебя перебивают, и спрашивают, например, про какую-то французскую дуру Марин Ле Пен. Именно в этот момент ценная мысль улетучивается, и, поди, верни ее, проклятую! А ведь такая хорошая мысль была, конфетка, а не мысль! Тут же гнев охватывает человека, и отшвыривает он микрофон, и чашка с водой летит в лицо нахалке, перебившей гения, и слово «скотина» пулей-дурой вылетает из тех же уст, из которых только что степенно выходили слова «чувственно-предметная деятельность», «энергоэволюционизм», «экзистенциализм», и даже, извиняемся, «бихевиоризм».
Ну, как тут быть? Делать – что? Посылать человека на курсы управления гневом? Или просто «хамом» обозвать, от микрофона отлучить, никуда больше не приглашать, – да и забыть к чертовой, пардонте-с, матери?
Давайте будем терпимыми к гениям, живущим среди нас. Да, в истории человечества случалось, что считали человека гением – а он оказался дураком. Или наоборот: думали, он дурак, а через сто лет обнаружилось, что – гений. Потому что гениальность – это мутация, и та же ненормальность, только на другом полюсе, не на том, где обитают дураки. Да, гении часто оказываются не всегда приятными в общении социопатами, и еще неизвестно, как бы в Интернете называли Пушкина, живи он сегодня. Уж точно, не солнцем русской поэзии…
Нет пророков не только в своем отечестве, но и во времени своем. Это потомки ему потом памятники будут устанавливать, а мы и попеняем, и попинаем. Уж чего-чего, а насчет попенять-попинать мы ребята насвистанные.
Что умеем – то умеем.
А может, нам приятно, что и гении порой ведут себя так же, как мы, простые смертные? Может, чувство сопричастности тогда возникает? Мол, смотри: я бухаю, и гений бухает. Я хамлю, и гений хамит. Я за собачкой какашки не убираю – и гений туда же!
Значит, и я – тоже где-то гений.
А сделает он что не так, - тут и поругать-покритиковать можно. Это же легче, чем покритиковать, к примеру, изложенное в «Смысле жизни», или сказанное в «Перпендикуляре», или написанное в «Накануне неизвестно чего».
Боже ж ты наш, как приятно покритиковать гения! Ну, сразу чувствуешь, что не зря воздух портишь!..
Давайте будем терпимыми. И не станем швыряться булыжниками в Михаила Иосифовича. Он-то уже остыл, водички попил, и, наверняка, жалеет о броске чашкой в девичью голову. Может, и извинится даже уже сегодня. Или завтра. Или послезавтра. Тут не во времени дело, потому у гениального человека и время по-другому идет, потому что он и не на Земле обитает, а в Космосе. В галактической безначальности и во вселенской бесконечности. Трудно ему, конечно. Как трудно было и Кассандре, которая все знала, и хотела обо всем рассказать людям, а они ее мало того, что не понимали, так ведь еще и перебивали, а самые любознательные еще и ножиком ткнуть норовили!
Трудно быть Богом.
Петр Сергеев