Стало известно, от чего петербуржцы на время спасли город

Стало известно, от чего петербуржцы на время спасли город Фото © «Гражданские силы.ру»

14 сентября 2022 16:35:00

1535

Действие закона о реновации в Петербурге приостановлено. Об этом в своем Telegram-канале заявил губернатор Северной столицы Александр Беглов

Он сообщил о приостановке комплексного развития территорий (КРТ) жилой застройки на полтора года и пообещал за это время «проработать варианты корректировки федерального и совершенствования нашего регионального законодательства».

Как губернатор будет корректировать федеральное законодательство пока непонятно, но отрадно, что господин Беглов наконец понял о таком важном условии программы, как наличие «стартовых пятен», чтобы, как он выразился, «жители могли переселяться в непосредственной близости от прежнего дома», а не отправляться на окраины.

По словам градоначальника, все это делается им, чтобы «надежно защитить законные права и интересы петербуржцев». Но вряд ли эта его инициатива была принята совсем уж добровольно. Скорее всего, мера была вынужденная. Приостановление действия закона о реновации стало возможным в связи с активными действиями петербуржцев, поддержанных отдельными депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Все они были уверены, что закон в таком виде, как его приняли, позволит переселять людей не только в менее удобные квартиры, но и далеко от центра города, в места с более плотной застройкой и отсутствием зеленых насаждений, как во многих спальных районах столицы.

Юрист и градозащитник Павел Шапчиц называет нынешний закон откровенным грабежом петербуржцев: да, государство может заставить жителей «хрущевок» покинуть свои дома и переселиться в предоставленные им взамен, если того требуют государственные или муниципальные нужды. Или если дом аварийный и проживание в нем угрожает жизни и здоровью людей. «Я считаю, что никакой госнуждой насильное расселение крепких еще «хрущевок» не является. Это откровенный грабеж. Это отъем собственности в интересах крупнейших девелоперов» — заявлял журналистам Павел Шапчиц.

По словам активиста, кто-то из питерских парламентариев в рамках обсуждения данного законопроекта отмечал, что кадастровая цена недвижимости в Петербурге такая же, как рыночная. «Ничего подобного, — говорит Павел Шаптиц. — Тут же нашли квартиру, которая продается его компанией за 16 млн, а по кадастру она — восемь. В два раза меньше». 

Люди так сразу оказались не готовы быть обманутыми и чиновники как могли противились натиску горожан, продвигая законопроект, пытались снизить градус напряженности и разъяснить людям о том, что реновация касается не всех, а только аварийных домов, панельных хрущевок, и только в определенных границах. В официальных сообщениях комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга говорилось что «прежде всего, в проект решения о КРТ жилой застройки включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащие сносу или реконструкции. Также в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут быть включены непризнанные аварийными типовые панельные дома, построенные в Ленинграде в период с 1957 по 1970 годы – так называемые панельные «хрущевки». Для этого они должны находиться в квартале, где планируется реализовать проект КРТ. На иные неаварийные многоквартирные дома – кирпичные, других годов постройки, а также исполненные по другим типовым проектам «сталинки» и «брежневки» – действие Закона № 444-59 не распространяется. Включению в границы КРТ они не подлежат».

В итоге несмотря на народные волнения, парламент Петербурга 23 июня принял законопроект губернатора в первом чтении. На поправки было дано всего несколько дней. 29 июня документ был утвержден окончательно, а день спустя подписан градоначальником и опубликован официально.

Законопроект поддержали 34 депутата, 11 были против и трое воздержались. Питерский депутат-яблочник Борис Вишневский всегда был активным противником закона о реновации в таком виде, как его представили депутатам. Как отметил законодатель, этот проект закона стал «переносом в Петербург худших образцов московской реновации, которая привела к серьезным конфликтам с жителями…За красивыми словами о комплексном развитии прячется совсем иная суть: сочетание депортации жителей и зачистки территории удобных для жизни кварталов ради коммерческих сверхприбылей застройщиков». И это, говорит Вишневский, коснется миллиона петербуржцев.

По словам юриста Инессы Кузнецовой, большинство депутатов скорее всего намерено отклоняли правки в законопроект, которые могли в случае реновации защитить интересы петербуржцев. «Парламентарий Ирина Иванова в период рассмотрения законопроекта предлагала включать в программу только дома, степень износа которых составляет более 70 %, а не все подряд «хрущевки», построенные в 1957–1970 годах. Она же заявляла о необходимости конкретизировать в законе, что площадь во вновь предоставленном жилье должна быть больше, чем в старой квартире, и предлагала определить границы территории в рамках тех, где осуществляется комплексное развитие. Это позволило бы исключить факты расселения людей на периферию. В своих выступлениях депутат открыто заявляла, что данный закон не обеспечивает законные права и интересы петербуржцев в должной мере. Но эти инициативы в окончательном варианте закона свое отражения не нашли», — говорит правозащитник.

Петербуржцы после принятия закона стали еще активнее. Массовые выступления противников реновации в разное время заканчивались потасовками и арестами.

И цели активистов были достигнуты — вчера Александр Беглов внёс в Законодательное собрание Петербурга законопроект, приостанавливающий до 1 января 2024 года действие ряда ключевых положений городского закона о комплексном развитии территорий.

Теги: Санкт-Петербург, закон, реновация