«Стипендии маленькие, трудоустройство «с дипломом» не гарантируют»: студенты рассказали о высшем образовании на Дальнем Востоке

«Стипендии маленькие, трудоустройство «с дипломом» не гарантируют»: студенты рассказали о высшем образовании на Дальнем Востоке коллаж «Гражданские силы.ру»

12 февраля 2022 18:44:00

3032

Выражение «Поступайте в нищету», высказанное в начале февраля председателем Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки Владимиром Филипповым на форуме «Научная аттестация: вчера, сегодня, завтра» — «ушло в народ». Стипендия аспирантов в российских ВУЗах составляет от 2 до 7,6 тысяч рублей. Большинство учащихся уверены, что именно государство ответственно за нормальное материальное обеспечение студента. Ведь «грызть гранит науки» на пустой желудок неэффективно

Или голодная, или в колготках

Многие современные студенты уверены, что прожить на установленную, даже высшую стипендию, нереально.

«Я считаю, что процесс обучения в ВУЗе очень трудоёмок, требует больших усилий. Необходимо качественно выполнять домашнее задание, читать дополнительные материалы, посещать все занятия, ходить на дополнительные мероприятия. Все это занимает очень много времени и усилий, если делать все так, как этого требуют преподаватели. Чтобы получить действительно качественное образование и быть настоящим профессионалом, нужно на самом деле учиться днём и ночью. Спрашивается, а на что жить тогда? — рассказывает студентка ДВФУ Александра Смолина. — Мне лично достаточно моей стипендии, так как мне помогают родители, я подрабатываю, а стипендия идёт в накопления и помогает совершать личные покупки, на которые у родителей просить не стану. А если нет у студента родителей? Материальная помощь и социальная стипендия — это, скорее, про хлеб с лапшой быстрого приготовления, чем про поддержку».

В ДВФУ типовой стипендиальный фонд, размер стипендии варьируется в зависимости от успеваемости студента. Также работает система губернаторских стипендий, стипендии от различных спонсоров, стипендии для спортсменов, студентов из студсовета и прочие.

Размер социальной стипендии в ДВФУ — 5 тысяч рублей, стипендия отличника — 7,7 тысяч. Общая — 12700. Почти на 100 рублей меньше установленного минимального размера труда в Приморье (13890 рублей) и на тысячу больше средней оплаты труда среднестатистической технички.

«Если других средств существования нет, то во Владивостоке на эти деньги не прожить, — рассказывает Александра Смолина, — Можно, конечно, есть гречку и дешевые продукты, закупаться в дешевых магазинах, но это все равно нереально, учитывая, что даже проживание в общежитии обходится в 4000, где-то и дешевле, если комната похуже. Поэтому многие студенты на 3-4 курсах уже работают. Государство явно должно поддерживать студентов материально, хотя бы поднять уровень стипендий по всей России до уровня ДВФУ, где отличник получает 7700, а хорошист – 3000. Ведь во многих других российских ВУЗах за окончание сессии на отлично платят повышенную стипендию не более 2000 рублей. Конечно, стипендия в 7700 для бакалавра — вполне нормальный уровень. Но у магистров и аспирантов она явно должна быть около 20 тысяч».

Елена Тютина, студентка ДВФУ, тоже считает, что стипендия является отличным стимулом чтобы учиться и развиваться: «Государству следует увеличивать размеры стипендий до адекватных пределов, чтобы получать более качественные по итогу дипломные работы и как результат образованных специалистов».

Мысли студенток выстроены логично. Однако современная молодежь вряд ли имеет представление как учились люди в годы распада СССР – «лихие 90-е».

«Я была отличницей. Получала повышенную стипендию, шла на Фокино во Владивостоке. Этой повышенной стипендии хватало только на колготки, или пять раз сходить поесть в столовую. Вот и выбирала: или в колготках, но голодная, или с голыми ногами, но сытая», — рассказывает Олеся Тураш, студенческие годы которой начались в далеком 1996 году.

Кандидат политических наук, доцент Департамента социальных наук ДВФУ Яна Мальцева уверена, что государство, независимо от времени, в котором оно «правит бал», должно обеспечивать не только аспирантов и студентов достойными стипендиями, но и впоследствии школьных учителей, врачей, научных работников и далее по списку: «Пособие на уровне 60-90 долларов по нынешнему курсу не может красить любой вуз страны, и не только Москвы».

«Индивидуализм капиталистического общества не предполагает поддержки и помощи хоть пенсионерам, хоть студентам. Если мы социальное государство, то необходимо определиться как именно мы развиваемся, любая помощь и поддержка из средств налогоплательщиков означает, что выученный специалист на средства работающих людей должен оправдать надежды общества в его отношении. Тогда встает вопрос о распределении и прочих «обязаловках», которые так не любит наша молодежь», — поясняет кандидат политических наук Анастасия Николенко.

Сотрудница ДВФУ Елизавета (имя изменено по просьбе автора) рассказала, что проблему обеспечения финансовыми средствами студентов во время обучения мог бы решить дифференцированный подход к начислению стипендий и иных выплат:

«Я считаю, что во время учебы студентов должно обеспечивать средствами к существованию государство. Другой вопрос — в каком размере. Аспиранты — особая каста учащихся. Аспирант, всерьез нацеленный на научно-исследовательские разработки, безусловно, должен рассчитывать на гособеспечение. Но щекотливый вопрос: как ему доказать серьезность своей мотивации? Полагаю, что механизм взаимодействия можно при желании отладить».

Кому оно нужно?

Высшее образование сегодня играет огромную роль в современном обществе. К мысли о поступлении в ВУЗ детей приучают с детства. Другой вопрос, что большинству «заточенных» родителями под «вышку» молодых людей диплом не нужен, или не понадобится в будущем.

«Высшее образование сегодня играет весомую, но далеко не определяющую роль, — говорит Елизавета. — На мой взгляд, первостепенное значение имеют личностные качества и мотивация человека, его способность ставить цели и работать на результат, повышать и развивать свои способности, а это далеко не во всех случаях и не всегда связано с высшим образованием, которое было абсолютизировано в 90-е годы. При этом, его сила в нынешних реалиях более чем случайна. Конечно, возможность устроиться по специальности на достойную зарплату во Владивостоке всегда существует. Но, как правило, этому предшествует длительный путь: работ над карьерой, повышение квалификации, напряжение и риски».

Преподаватель ДВФУ и сама затрудняется объяснить, с чем связано восприятие многими молодыми людьми высшего образования как «обязательный атрибут».

«Это очень укоренившийся, но совсем неверный стереотип. Его неверность регулярно подтверждают множество выпускников, нетрудоустроенных по специальности, безработных, а также тех, кто получил диплом о «вышке», но чей профессиональный и компетентный уровень работодатели оценивают весьма невысоко. Современный мир очень изменчив, динамичен и многомерен, чтобы будущую в нем успешность можно было сводить к «корочкам», — поясняет представитель ДВФУ.

Студентка Александра Смолина также считает, что в сегодняшних реалиях высшее образование не является залогом успеха, не воспитывает интеллигенцию, не направлено на подготовку эрудированных людей.

«На данном этапе цели и задачи высшего образования продиктованы рынком труда, который требует тех или иных специалистов своего дела», — говорит Смолина, подчеркивая, что ключевая роль высшего образования, помимо знаний, в обучении молодых людей взаимодействовать в академической среде: «В процессе мы учимся коммуницировать с людьми различных уровней и должностей, мы учимся выкручиваться из различных ситуаций, искать решения, договариваться, учимся самодисциплине, ответственности. Высшее образование – это, в первую очередь, школа жизни».

«Высшее образование — не для всех, и это нормально. Другая проблема — это низкий престиж средне-специального образования, маленькая зарплата, отсутствие рабочих мест и производств для рабочих, тех, кто создает основную массу товаров и средств. То есть приоритет расставлен неверно. Не нужно всем обществом устраивать гонку за дипломом, но эта ситуация продолжается десятилетиями и изменится ли, — большой вопрос», — отмечает Анастасия Николенко. По ее словам, 21 век требует максимально высококвалифицированных специалистов,

«Из моих бывших сокурсников никто не остался без работы или имеет большие трудности. Хотя специальность узкогуманитарная», — добавляет она.

Курс на мировой уровень

Президент России Владимир Путин поставил задачи правительству вывести ДВФУ на мировой уровень. Об этом рассказал зампред российского правительства полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев на недавней встрече с дальневосточными журналистами. В частности, он подчеркнул, что на Дальнем Востоке ярко выражен отток по качеству образования.

«Люди, которые заканчивают школы, не очень рвутся поступать в высшие учебные заведения на территории Дальнего Востока. В этой связи, президент Российской Федерации поставил задачу, чтобы Дальневосточный федеральный университет вывести на мировой уровень. Это непросто, но мы постараемся справиться», — сказал Трутнев.

Анастасия Николенко уверена, что не столь важно какого уровня будет ДВФУ, отток продолжится без решения транспортных, инфраструктурных и экономических проблем.

«Поток абитуриентов в приморские ВУЗы может увеличиться за счет молодежи из Забайкалья и Амурской области, остальным нет нужды ехать так далеко, тут играет важную роль географический фактор, — поясняет она.

«Для молодежи первостепенные вопросы — доступное жилье и социальная ипотека, рабочие места и уверенность в завтрашнем дне. В ДВ-регионах очень однобокая, недиверсифицированная экономика, во многом с несоциальным профилем. Общая социально-экономическая ситуация недружественна людям, не работает на людей. Здравоохранение откровенно пугает, и дело совершенно не пандемии. Имеется большое количество фактически нерешаемых с 90-х годов сложных вопросов. Это нужно решать, это главное», — говорит Елизавета.

Яна Мальцева убеждена, что высшее образование играет значительную роль в развитии любого общества как государства: «Уровень образования сегодня снижается, с моей точки зрения, от стремления сделать программы «как у них», на западе, тогда как европейские и американские вузы постепенно приходят к советским стандартам и требованиям к образованию».

А молодежь настроена скептически.

«Я не думаю, что есть заинтересованность в выведении этого ВУЗа на новый уровень. Это может что-то дать в случае полной реорганизации системы обучения в этом вузе, смены ректора и перестройки процесса образования. Но это маловероятно. Поток абитуры на сегодняшний день приличный. А в случае чрезмерного увеличения, вероятно, встанет вопрос о расширении учебных корпусов и общежитий, так попросту перестанут все помещаться. Иностранные абитуриенты будут приезжать и им по-прежнему будут оплачивать многое, из того, что нашим студентам не оплачивают (чтобы повысить престиж и мнимую востребованность вузы в глазах других стран). И конечно, по итогу, наши студенты, ровно, как и сейчас будут бежать из ДФО на запад. Как остановить текучку? С гарантий реального трудоустройства и зарплат на старте соизмеримой с жизнью в Владивостоке», — говорит Елена Тютина.

Будущее никто не гарантирует?

Что касается трудоустройства после окончания ВУЗа, по специальности найти работу было непросто и в советское время, тем более на достойную зарплату. Высокая зарплата сегодня, как правило, связана с определенным уровнем коммуникации, которую удалось сформировать с той или иной организацией, опытом работы, уверены эксперты.

«Такие возможности есть, и полагаю, их не меньше, чем на западе страны. Надо только понимать, куда и когда обращаться. Открытое и честное «поле» работодателей — в этом основная проблема. Заявки работодателей с указанием зарплат практически никогда не совпадают с реальным предложением при устройстве на работу, независимо от опыта и компетенций», – поясняет Яна Мальцева.

Сегодня звено среднего специального и среднего технического образования по многим направлениям практически уничтожен. На Дальнем Востоке это отдельная беда. Колледжи укрупняют, сливают с головными ВУЗами в столицах регионов, здания таких училищ впоследствии, смотрят пустыми глазницами на своих прежних учеников, превращаясь со временем в руины.

«Молодежь готова работать руками и получать достойную рынку зарплату, специалисты рабочих специальностей востребованы, однако получить практический навык и диплом хорошего сварщика, электрика, строителя и матроса молодым людям сегодня сложно. Что говорить, если морякам вузов достаточно сложно получить плавательский ценз для устройства на работу», — отметила Мальцева.

«В рыночных системах, если хочешь быть умным-плати и никак иначе. Не можешь платить, это только твоя проблема. А будущее никто не гарантирует, будущее можно только заработать», — подчеркнула Анастасия Николенко.

Анна Мацовская
Теги: ВУЗ, образование, дальний восток, трудоустройство