Туринскую плащаницу выставят на обозрение в 2020 году

https://sib-catholic.ru

03 марта 2020 12:48:46

4295

Знаменитая Туринская плащаница уже многие годы бросает вызов науке, которая не в состоянии объяснить происхождение фотографически точного изображения на древней льняной ткани, насчитывающей сотни лет

По мнению верующих, последняя является саваном, в который после снятия с креста был завернут Христос. И хотя не перестают множиться версии, как в пользу величайшей мистификации всех времен, так и подлинности фотографии основателя христианства, тайна плащаницы остается покрытой мраком неизвестности.

Католическая церковь отчасти из опасений, что исследователи зародят сомнения в душах верующих, а также по вполне объяснимой причине — обеспечить сохранность величайшей реликвии — крайне редко выставляют ее на обозрение. В конце нынешнего года, впервые за последние пять лет, святыня вновь станет доступной для осмотра и верующим, и скептикам.

Как сообщает сайт туринского Музея святой плащаницы (Museo della Sindone), реликвия будет представлена публике в конце декабря 2020 года в церкви Иоанна Крестителя.

И хотя, как и во время предыдущего показа в 2015 году, паломники смогут увидеть лишь изображение плащаницы, транслируемое на экраны мониторов (сама она хранится в подвале церкви), ожидается наплыв сотен тысяч верующих. В том числе из России. Пять лет назад на плащаницу пришли посмотреть более двух миллионов человек, включая папу римского Франциска.

Впервые реликвия упоминается в 1353 году, когда потомок одного из магистров Ордена тамплиеров француз Жоффруа де Шарни объявил, что исчезнувшая во время четвертого крестового похода при разграблении Константинополя в 1204 году знаменитая плащаница находится у него. С 1578 года она хранится в специальном ковчеге в подвале собора Иоанна Крестителя в Турине (Италия). Несмотря на почитание, которым в течение веков была окружена ткань, на которой лишь при богатой фантазии можно было отдаленно угадать смутные черты силуэта человека, возможно, ей была бы уготована участь одной из множества местнопочитаемых реликвий. Всемирная слава пришла к плащанице только в 

В 1898 году, когда в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу водрузили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Когда пластинки были опущены в проявитель, автор снимка остолбенел: на темном фоне негатива явственно проявился позитивный фотографический портрет мужчины с бородой и длинными волосами, в котором легко узнавался иконографический образ Христа. Тело человека было изранено. Весть о чудесном отпечатке Иисуса всколыхнула человечество. Но хотя ответ на вопрос о подлинности плащаницы могли дать только ученые, впервые церковь разрешила исследователям провести детальный анализ только столетие спустя.

Первые результаты оказались разочаровывающими. В 1988 году независимо друг от друга ученые Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария), проведя датирование методом радиоуглеродного анализа, пришли к выводу, что плащаница была создана между 1275 и 1381 годом. Однако это убедило не всех. Другие исследователи выступили с предположением, что поскольку в средние века льняной плат подвергался вывариванию в масле (так церковники пытались убедить верующих в том, что изображение Христа — нерукотворное, то есть не нанесено красками), частицы масла сбили датировку. Кроме того, остается открытым вопрос о том, каким сверхъестественным образом столетия назад на ткани мог быть запечатлен фотоснимок. За десятилетия исследований возникла даже целая наука — синдонология (от итальянского слова синдон — плащаница).

К слову говоря, плащаница — не единственный случай, когда на суд общественности выносятся фотографически точные изображения небожителей. В 1968 году в ночном небе над коптской церковью в Зэйтуне (район Каира) в течение нескольких суток являлись светящиеся фигуры Богородицы с младенцем Иисусом на руках, ангелы в фосфоресцирующих ризах. Свидетелями чуда стали тысячи людей, причем среди свидетелей не только христиане, но и много мусульман. Сделанные тогда же сенсационные фотографии явления Богородицы Зэйтунской облетели мировые СМИ. Как и в случае с плащаницей, даже фото убедили далеко не всех. Нашлись скептики, утверждающие, что чудо явилось результатом постановки, вызванной оптическим эффектом, спроецированным на небе с помощью специальной кинотехники. Для верующих, однако, плащаница и чудо в Зэйтуне являются такими же очевидными вещами, как существование Бога.

«Официально католическая церковь почитает туринскую плащаницу, но говорит, что это скорее повод вспомнить о страстях Христовых. А установление ее идентичности адресует ученым. В РПЦ официальная точка зрения на эту реликвию не сформулирована, хотя неформально почитание плащаницы уже давно распространяется в храмах. Так, уже более четверти века фотокопия плащаницы выставлена для почитания в Сретенском монастыре. В 2015 году аналогичная копия была торжественно передана представительной итальянской делегацией в московский храм Климента Папы римского. Для верующего человека плащаница является важным, но не ключевым условием веры. Даже если будет доказано, что плащаница — подделка, религиозные основания таких людей ничуть не поколеблются. С другой стороны, человека, который не пришел к Богу, не убедят даже тысяча плащаниц или чудес», — сказал «Гражданским силам.ру» священник РПЦ о. Николай (Мартинковский).

«Точное происхождение этого артефакта неизвестно, в источниках он не упоминается где-то до XII века. В православной традиции не было какого-то особого почитания этой плащаницы, во всяком случае, в России первые его признаки появились только в 1990-е гг. с открытием границ. Данные многочисленных научных исследований тоже довольно противоречивы и позволяют как допускать подлинность плащаницы, так и не допускать. Так что лично для меня этот вопрос остается открытым, но он не кажется мне особенно важным в контексте христианской веры», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» руководитель портала религиозной информации Credo.Press Александр Солдатов.

Кроме споров, Туринская плащаница стала важным экуменическим посланием для разделенных догматическими стенами христианских конфессий. Например, французское экуменическое общество Тэзе сумело объединить сотни католиков, протестантов, православных из разных стран вокруг святыни. В этом году поклонение выставляемой в Турине плащанице станет центральным событием ежегодно проводимых межконфессиональных молитвенных сборов общины. Уже зарегистрировано значительное количество гостей, в том числе из России.

«Пока нет окончательных ответов является ли плащаница саваном Иисуса. Согласно традиции это ткань, упомянутая в Евангелиях, которая служила, чтобы обернуть тело Иисуса при положении во гроб. Хотя были проведены многочисленные научные исследования на ткани, еще нельзя сказать, что идентичность окончательно доказана. Однако, безусловно, плащаница, по характеристикам своего отпечатка, представляет собой прямое и непосредственное упоминание, которое помогает понять и размышлять о драматической реальности Страстей Иисуса. По этой причине папа Иоанн Павел II назвал это «зеркалом Евангелия». Что касается идентичности плащаницы, то это вопрос веры, а не науки», — сказал «Гражданским силам.ру» представитель туринской Епархиальной комиссии по Плащанице Марко Бонатти.

Сергей Путилов
Теги: Туринская плащаница