Угрожает ли развитому миру глобальный миграционный кризис?
04 декабря 2023 11:52:00
Несколько дней назад в СМИ появилась необычная новость о протестах против миграции, прошедших в Токио
Митинг не стал многочисленным и проходил под контролем полиции, однако в любом случае акция протеста с такой тематикой стала для страны восходящего солнца необычным событием. Аналитики отмечают, что Япония славится максимальной интеграцией иностранцев в своё общество. Как на уровне законодательства, так и в общественном восприятии доминирует представление о том, что приезжие обязаны в публичных местах соблюдать культурные традиции страны. К примеру, в Японии не допускается совершение намазов в общественных местах, а ношение бороды не поощряется и даже может стать препятствием для приёма на работу. Но даже в таких условиях в обществе нашлись недовольные уровнем влияния иностранцев на развитие Японии. Впрочем, для этой страны, в отличие от большинства других развитых государств, тема миграции не является определяющей в общественной жизни и вряд ли может стать триггером для значимых внутриполитических изменений. А вот в Евросоюзе, США и других богатых странах приток мигрантов, ищущих убежище, работу или просто более сытую жизнь, всё чаще становится одной из ключевых проблем.
Так, в Евросоюзе дискуссии о приёме беженцев недавно привели к изменению концепции, вызывавшей недовольство многих членов объединения. Если ранее Еврокомиссия обязывала все страны ЕС принимать мигрантов из Африки и Ближнего Востока по определённым квотам, то с лета 2023 года появился альтернативный вариант: в случае нежелания принимать беженцев страна-член Евросоюза может выплатить компенсацию в общеевропейские фонды или оказать иную материальную помощь союзникам, которые этих мигрантов принимают. Замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов назвал новую схему более приемлемой, поскольку принудительные квоты приводили к слишком большим политическим разногласиям и угрожали привести к дезинтеграции ЕС. В частности, одной из причин Brexit стало как раз нежелание Лондона принимать слишком большое число беженцев. Внутри ЕС недовольство выражали Польша, Венгрия и некоторые другие страны. Правда, необходимость платить за отказ от приёма беженцев энтузиазма у сравнительно небогатых восточноевропейских стран тоже не вызывает, но они же являются главными получателями европейских дотаций, и вряд ли им будет позволено не выражать никакой ответной солидарности в вопросах миграции. Кроме того, этот же механизм уже работает в обратном направлении. Польша наряду с другими соседними странами приняла на себя основной поток беженцев из Украины и позднее получила сотни миллионов долларов помощи от Брюсселя на их содержание. Варшава также поднимала вопрос о создании постоянно действующего фонда для финансирования этой сферы. После парламентских выборов, на которых победу одержала центристская коалиция во главе с Дональдом Туском, договариваться по сложным вопросам с европейским руководством Польше может стать проще. Как отмечало издание Politico, победа умеренных проевропейских сил в Польше даёт надежду на будущую приверженность этой страны поиску компромиссов на основе европейских ценностей, в том числе в вопросах солидарного решения миграционной проблемы.
Однако в других странах ЕС ситуация не такая обнадёживающая. Именно из-за разногласий по ограничению иммиграции несколько месяцев назад распалось коалиционное правительство Нидерландов. Премьер-министр Марк Рютте требовал принять меры по ужесточению условий для просителей убежища, однако его партнёры по коалиции, либералы и христианские демократы, поддержать компромиссный вариант отказались. Досрочные парламентские выборы и вовсе закончились завоеванием относительного большинства голосов ультраправой Партией свободы. Эту политическую силу возглавляет Герт Вилдерс, известный своими жёсткими антиисламскими и антимиграционными взглядами. Партии свободы в любом случае придётся вступать в коалицию с другими партиями для формирования правительства, а существуют и варианты создания правительства вообще без её участия. Однако сами итоги выборов свидетельствуют о негативном отношении значимой части голландского общества к дальнейшему притоку мигрантов.
Ранее в других странах ЕС уже приходили к власти правые силы, также выступающие за ограничения иммиграции. Одним из самых ярких примеров стала прошлогодняя победа партии «Братья Италии» на досрочных парламентских выборах, в результате чего итальянским премьером стала правый политик Джорджа Мелони. Недавно она заявила, что перераспределение беженцев между странами Евросоюза не решает проблему, а стремиться нужно к пресечению самой миграции. С весны в Италии был введён режим ЧС в сфере иммиграции, позволяющий не только открывать новые центры приёма беженцев в упрощённом порядке, но и ускоренно депортировать иностранцев, прибывших в страну нелегально. Правозащитники обвиняют европейские страны в том, что они тайно платят властям Ливии и местным вооружённым группировкам за то, чтобы они не допускали беженцев в Европу. Такие задержания могут происходить в том числе с использованием методов, явно нарушающих права человека.
В последние годы ЕС заключал и легальные договорённости с другими странами для сдерживания потока мигрантов. Так, Турции была оказана помощь в размере 3 млрд евро за то, чтобы турецкие власти не пропускали мигрантов с Ближнего Востока в европейские страны, в которые они стремились. Таким образом, угроза масштабного миграционного кризиса всё чаще вынуждает европейских политиков отказываться от ценностных установок о всеобщем праве на убежище, а граждан стран ЕС – делать выбор в пользу правых политиков, обещающих строгими мерами решить данную проблему.
Аналогичная ситуация складывается и в США, хотя именно Штаты пользуются репутацией страны иммигрантов и общества, способного принять и ассимилировать практически кого угодно. Тем не менее в этом году администрация президента-демократа Джо Байдена признала необходимость ограничивать потоки мигрантов из Латинской Америки посредством законодательных мер и строительства физических барьеров. Министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас поручил ускорить строительство стены на границе с Мексикой, хотя изначально эта идея принадлежала прошлому президенту Дональду трампу, а Байден в ходе своей предвыборной кампании обещал проект стены не поддерживать. Однако власти многих штатов стали заявлять о чрезмерной миграционной нагрузке, и Белому дому пришлось принимать дополнительные меры, которые изначально там считали нецелесообразными.
Интересно, что развитые страны полностью отказываться от внешней миграции не собираются. Однако в большинстве случаев власти не готовы принимать всех желающих, а привлекают лишь высококвалифицированных иностранцев, которым готовы предоставлять различные льготы и послабления. Так, в США действуют т.н. визы инвесторов или визы талантов, позволяющие сравнительно легко легализоваться в стране тем иностранцам, которые обладают ценными навыками и способны принести значимую пользу американской экономике. Многочисленные исследования доказывают, что поощрение притока таких квалифицированных мигрантов не просто полезно, но и необходимо для дальнейшего успешного развития. Соседняя Канада также запускает программу по привлечению ИТ-специалистов, основателей перспективных стартапов и представителей других востребованных профессий. Им станет проще получать рабочие визы, которые будут выдаваться на больший срок.
Однако попасть в богатые благополучные страны всеми правдами и неправдами пытаются не только образованные, квалифицированные специалисты, но и миллионы людей, которые вряд ли сразу могут начать приносить пользу принимающей стороне, но очень хотят покинуть свою родину, спасаясь от нищеты, бандитизма и вооружённых конфликтов. И пока в Ливии, Сирии, Судане и Афганистане продолжаются гражданские войны, а население многих государств Африки и Латинской Америки страдает от высокого уровня насилия и преступности, вряд ли могут быть найдены эффективные и одновременно гуманные меры по полному преодолению миграционного кризиса, принимающего всё более глобальный характер. Достаточно сказать, что в 2023 году, по данным ООН, число вынужденных переселенцев во всём мире побило рекорд и достигло 114 млн человек.
Очевидно, что эту проблему возможно решить исключительно комплексно и усилиями всего международного сообщества, но конкретный рецепт пока так и не найден.