Как усиление ядерного потенциала Китая может повлиять на баланс сил в Азии
02 декабря 2023 15:07:00
Китай не раскрывает количество ядерных боеголовок и не подписывает международные договоры об ограничении ядерных сил, попутно расширяя свой стратегический ядерный арсенал. О том, почему это происходит рассказал, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко
Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) привел данные предполагаемых запасов ядерных боеголовок на 2023 г. в мире: США — 5244, Россия — 5889, Китай — 410, Франция — 290, Великобритания — 225, Пакистан — 170, Индия — 164, Израиль — 90 и Северная Корея — 30. Стоит отметить, что эта информация является относительной из-за степени её секретности.
Из представленных данных следует, что в тройку лидеров по количеству ядерных боеголовок входит Китай. Отмечается, что КНР нарастила свой ядерный арсенал с 350 боеголовок до 410.
Ядерная программа Пекина вызывает интерес по ряду причин: во-первых, КНР — единственная официально признанная ядерная держава, не раскрывающая ни состав, ни количество своего ядерного арсенала.
По мнению Игоря Коротченко, Китай не вступает в международные договоры о сокращении ядерного вооружения в силу того, что это просто невыгодно, так как США превосходят его по количеству ядерных боеголовок. Во-вторых, Пекин определённо меняет подход к понятию «минимально необходимого уровня» поддержания ядерного потенциала, описанного в «Белой книге» министерства обороны Китая.
В 2021 г. были открыты две ракетные шахтные площадки в провинции Ганьсу, восточной части Синьцзян-Уйгурского автономного района и во Внутренней Монголии. До сих пор не ясно, какое количество боеголовок размещено в подземных бункерах, но новые базы не могут не вызывать озабоченности мирового сообщества. В-третьих, если раньше Китай являлся региональной ядерной державой, дальность действия ракет которой не заходили за рамки азиатского региона, то новые межконтинентальные баллистические ракеты будут способны поражать цели на расстоянии около 14 000 км., то есть смогут достигнуть Вашингтона, Нью-Йорка.
Тем не менее, на вопрос издания «Гражданские силы.ру» о том, как усиление Китая может повлиять на баланс ядерных сил в Азии, Игорь Коротченко ответил, что опасаться нечего: дестабилизация может произойти только, если «форматы американского военного присутствия в АТР будут сочтены угрозой для Пекина».
«Прогнозируем, что Китай будет расширять наработки в области подвижных мобильных комплексов, военно-морского флота и стратегических бомбардировщиков», — сказал эксперт, добавив, что сегодня для КНР определённую угрозу создает AUKUS — трёхсторонний оборонный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США в Тихоокеанском регионе.
«В любом случае [Китай] будет делать это без резкий движений. Для Пекина главное – экономическое доминирование и строительство организации «Один пояс – один путь», — сказал главный редактор журнала «Национальная оборона».
При этом, по мнению собеседника издания, военная мощь тоже будет расти, в том числе в военно-морских силах в связи с продолжающимся американо-китайским соперничеством.
Что касается развития российско-китайских отношений в сфере ядерной безопасности, ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что наращивание ядерного потенциала Китая не вызывает опасений у российских властей: «Нет это не вызывает нашего опасения, у нас отношения продвинутого стратегического партнёрства».
Таким образом, китайские лидеры остаются прагматичны, не связывая себе руки международными договорами, осознавая ядерное превосходство США. Пекин развивает экономические связи с другими странами, не забывая о вопросах собственной обороны.
Александр Щелоков