Улётная вера: затея присваивать самолетам имена святых нашла поддержку в Госдуме
05 июня 2019 10:47:09
Один мудрый человек сказал некогда, что границы между религиями не достают до неба. Но в России-таки достали. В Госдуме поддержали инициативу присваивать самолетам имена православных святых
Похоже, после трагедии «суперджета» осенение святым именем это единственное, на что остается надеяться нашим воздушным пассажирам. Член комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Виталий Милонов («Единая Россия») назвал почин авиакомпании «ИрАэро» «хорошей идеей». Об этом он сообщил Агентству городских новостей «Москва».
В РПЦ со своей стороны также положительно оценили усилия религиозно настроенных авиаторов, сообщило ТАСС со ссылкой на зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. Того самого, что ранее призвал жителей Екатеринбурга определиться — они с теми, кто убивал верующих в Гражданскую, или желают присоединиться к строительству нового собора.
Одним словом подобралась весьма теплая компания борцов за веру. Причем, за веру в клерикальном ее понимании, то есть в соответствии с политическим направлением, добивающимся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.
Еще в далеком 2007 году группа академиков написала коллективное письмо против учреждения в школах курсов по изучению религии. Другими признаками клерикализма называются требования передачи государственной собственности в распоряжение церковных организаций. Здесь тоже за примерами ходить далеко не надо — взять хотя бы активные поползновения РПЦ в отношении Российского гуманитарного университета и Музея им.Андрея Рублева. Но то все дела земные.
Теперь речь о делах небесных. Когда самолет отрывается от грешной земли, предполагается, что каждый верующий или неверующий молится своим богам. Одни Иисусу, другие Будде, третьи Аллаху, еще кто-то инопланетянам. Что бы ни было на душе у каждого. Но поднимаясь в небеса с мнимым риском, что каждый полет теоретически может стать последним люди обращаются к сокровенным тайникам своей души. И чают живым-здоровыми вновь ступить на земную твердь.
Согласно мысли наших клерикалов единственное, на что следует уповать в такие моменты пассажирам — читать журналы, в которых излагаются жития святых. Ранее СМИ публиковали фотографии из бортового издания авиакомпании «ИрАэро». В журнале кроме деловитого рассказа об авиакомпании, авиалайнеры которой носят названия в честь имен святых, излагается жизненный путь этих выдающихся людей церкви. Также в публикации содержалась выдержка из ветхозаветного 90-го псалма Псалтири.
«Я считаю, что возражать (против идеи присваивать самолетам имена святых) может только какой-нибудь очередной атеистически настроенный хомяк, и реагировать на него не надо, потому что любой, кто возражает, рано или поздно оказывается, что он тоже хочет себе что-нибудь отрезать и уехать в Испанию для операции по смене пола. У нас же тем же самым аэропортам присваиваются имена писателей, композиторов, но не всем нравятся эти писатели. Но это большая вкусовщина, чем назвать самолет в честь Святителя Николая. Это прекрасно, и никто не будет возражать лететь на таком самолете», — сказал В.Милонов.
Напомним, что только официально признанных религии в России, четыре: Буддизм, Иудаизм, Христианство (православие, католицизм, протестантизм), Ислам. При этом, в исламе (за исключением шиитов, которых в России практически нет), иудаизме, протестантизме культ святых отсутствует в принципе. Для последователей этих конфессий поклонение пусть даже и очень хорошему человеку является тягчайшим язычеством. С другой стороны, не совсем понятно почему транспортному средству, которому пассажир доверяет свою жизнь, должно присваиваться имя именно православного святого? Скажем, Александра Невского. Может тогда для справедливости наречем лайнеры в честь, например, недавно канонизированного папы римского Иоанна Павла Второго, ведь католиков у нас также Немало. Или бодхистаттвы Авалокитешвары. Буддистов у нас около двух миллионов.
«Назвав свои самолеты именами святых, чтимых во многих государствах Европы и мира, мы подчеркнули свое уважение к истории и традициям», — сообщил ТАСС пресс-секретарь компании Николай Бессонов. Он уточнил, что имена святых присвоены 15 самолетам, из которых девять, это: Superjet-100, шесть — Bombardier CRJ. Они носят, в частности, имена апостолов Петра и Павла, князя Александра Невского, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. Всего в парке «Ираэро» 25 самолетов. Но при этом, по информации самой компании, выполняют рейсы они не только в «христианский мир», но и в разные, населенные людьми различных религий регионы. Если уж потянуло на религию, то может тогда ввести квоты на присваиваемые лайнерам имена святых и богов? Чтобы никому не было обидно.
Хотя имена святых стали давать уже даже самолетам (уточним, ни Николай Чудотворец, ни Александр Невский никогда на них не только не летали, но даже и не слышали), в действительности наблюдается «приземление» религии. Культ становится ходовым товаром. Такова оборотная сторона клерикализма, который хочет заполнить все общественное пространство. Но не следует забывать, что даже по православным понятиям мир во зле лежит. И, чтобы вести благочестивый образ жизни нет необходимости садиться в самолет, названный именем святого. Обмирщение церкви, служение ее земным богам и героям все явственнее проявляется также в культе войны, возвеличивании земной родины над единственной для каждого верующего отчизной — небесной. Северные ворота главного храма Вооруженных сил России, который возведут в подмосковном парке «Патриот», будут украшены рельефным изображением наиболее значимых сражений Великой Отечественной войны. Они будут посвящены защите Брестской крепости, обороне Сталинграда и Севастополя, Смоленской, Ржевской и Сталинградской битвам, параду на Красной площади в ноябре 1941 года, а также подвигу 28 панфиловцев. Последний сюжет наиболее примечателен, учитывая, что еще в 1948 году в справке-докладе по итогам расследования, подписанной главным военным прокурором Вооруженных сил СССР Николаем Афанасьевым, говорилось, что «подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого».
Попытка освятить все, что составляет атрибуты российского могущества: будь то подвиг народа, или даже закупаемые за рубежом лайнеры с последующим присвоением имен подвижников, чем дальше, тем больше играет с церковью злую шутку. Так, когда разоблачается очередной исторический миф, в случае, если он запечатлен на фронтоне храма, это уже разочарование не только в исторической науке, но и в вере. Хорошей рекламой могло бы стать количество безаварийных полетов, совершенных «святыми» самолетами по сравнению с обычными. Но кроме того, что статистки на этот счет нет, возникает серьезный соблазн превращения православной веры в первобытный тотемизм. Хотя и с высокотехнологичным оттенком.
«Не следует смешивать религию с модными брендами. В России, где православие становится эрзацем патриотизма, насаждаемой властями модой, одной из популярных «скреп», удивляться тому, что коммерсанты со своей стороны начинают продавать «священные» товары и услуги не приходится. Спрос рождает предложение. Разумеется, полет на самолете, названном в честь святого, не сделает пассажира духовнее. Но, возможно, вселит в кого-то некую уверенность в безопасности полета. Однако, следует помнить, что в каждый момент жизнь человека в деснице Бога. Верующий должен быть готов предстать в любой момент перед своим Творцом, и не в наших силах как-то отдалить или приблизить эту встречу», — сказал «Гражданским силам.ру» священник РПЦ о.Николай (Мартинковский).
Сергей Путилов