Улыбнитесь, вас обдирают: дорожные камеры как средство обогащения

Фото из социальных сетей

13 мая 2019 14:44:06

2555

Прокуратура решила проверить частные организации, фиксирующие нарушения правил дорожного движения. Причина – слишком большое количество ошибочных штрафов. Тех, кто подлавливает водителей, вместо того, чтобы заботиться о безопасности дорожного движения, обещают отодвинуть от бизнеса. Однако эксперты уверены, что навести порядок не получится

О грядущей массовой проверке надзорным ведомством частников, заключивших контракт на фото и видеофиксацию нарушений ПДД с муниципальными органами власти, сегодня сообщила газета «Известия».

Основные претензии со стороны государства к коммерсантам, решившим подзаработать на штрафах, в том, что они вместо заботы о безопасности на дорогах думают исключительно о собственной наживе. Тем, чья цель – набить собственные карманы, а не сократить количество ДТП, придется распрощаться с заработком на штрафах. Ну, по крайней мере, так заявляют чиновники.

Главный бич автомобилистов, конечно, мобильные комплексы видеофиксации. К стационарным камерам многие водители, особенно курсирующие по одному и тому же маршруту, уже привыкли и просто заранее сбавляют скорость там, где они установлены. А вот небольшие квадратные ящики на треноге, напоминающие старые фотоаппараты, могут появиться где угодно. Не заметил вовремя, не притормозил – штраф. Борются с этой напастью российские автолюбители по-разному. Одни ставят в салон антирадары, другие заклеивают номера. Некоторые, особо рьяные, разбивают оставленные без присмотра устройства тяжелыми предметами. Были и такие случаи.

Правовой нигилизм у нас по-прежнему силен. Оправдывать его нельзя, а вот удивляться его яркому проявлению в определенных случаях вряд ли стоит. Как с теми же разбитыми камерами. Когда государство штрафует вас за дело, конечно, обидно, но понять можно. Но, когда этим с целью набить карман занимается какой-то «левый» дядя, спрятавшийся в неожиданном месте, нервы, знаете ли, сдают. Именно в таких местах частники и ставят свои ловушки. Не вблизи опасных перекрестков или нерегулируемых пешеходных переходов, а где-нибудь под кустом вдоль трассы с хорошим покрытием, на пустынном перегоне, или в самом конце населенного пункта. С расчетом, естественно на то, что водитель, оценив дорожные условия, приподнимает стрелку спидометра выше установленных ограничений.

Соответствие установки этих камер нормативам ГОСТа – вообще отдельная тема. Где только не находили эти устройства активисты Федерации автовладельцев России во время своих инспекционных рейдов: на бамперах, за столбами, в салоне автомобилей за лобовым стеклом, на кирпичах, на ящиках рядом с торговыми точками у дороги. Причем, следили за приборами нередко продавцы этих же палаток. И подобных случаев сотни по всей стране.

Между тем, к установке и эксплуатации устройств, фиксирующих нарушения, предъявляются четкие и жесткие требования. Расстояние от комплекса фиксации до края проезжей части должно быть не менее трех метров, а о наличии камер должны предупреждать соответствующие информационные таблички, которые на дорогах с несколькими полосами движения в одном направлении обязательно устанавливать по обеим сторонам. Невыполнение этих требований может служить основанием для отмены штрафа, но сколько нервов, сил и времени придется убить водителю, таскаясь по судам и доказывая свою правоту.

А частник, решивший подзаработать на штрафах, попросту «забивает» на технические регламенты, оставаясь абсолютно бесконтрольным и безнаказанным. В конце смены карты памяти с записанными нарушениями просто сдаются в отделения госавтоинспекции. Есть превышение скорости, значит, есть штраф. А в каком месте, и при каких обстоятельствах нарушение произошло, неважно.

Председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков убежден, что с информацией, хранящейся на карте памяти, можно поступить как угодно. Своих людей, нарушивших правила, не заметить, а кого-то оштрафовать даже при отсутствии реального нарушения. Такое мнение он высказал в комментарии «Известиям». При этом политик отметил, что в соседней Белоруссии подобная избирательность инспекторов невозможна, поскольку у используемых там измерительных приборов фискальная память, не допускающая корректировки данных.

Автоактивист, координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов, убежден, что проблему с недобросовестными частниками в сфере дорожного контроля решить не удастся, не изменив подхода к сотрудничеству с ними.

«Мы с вами понимаем, что, в результате неправильной установки прибора, можно добиться превышения скорости на 3-5 километров в час. Едет человек, например 77 километров, а камера показывает 82. Штраф. Но то, что частник установил прибор не на той высоте, или не под тем углом – практически недоказуемо. Единично это сделать можно, а вот массово нет. Это будет борьба с ветряными мельницами. Одну остановили, пять запустилось. Ключевым моментом является то, что у частников есть мотивация так поступать. До тех пор пока частники будут получать долю от штрафов, а не оплату своих услуг, они будут заинтересованы в том, чтобы штрафов было больше. Потому что прибыль напрямую зависит от количества нарушений. Это же очевидная история. Основная причина жульничества — в неправильной мотивации коммерческих компаний. У них сейчас цель заработать как можно больше, а не оптимизировать количество нарушений на вверенном участке. Нужно им за услуги установить фиксированную плату, 500 рублей в час, например. Тогда всякие ухищрения потеряют смысл, – подытожил собеседник сетевого издания «Гражданские силы.ру».

Кстати, логика ГИБДД, которая, в первую очередь, призвана заботиться о безопасности, тоже, не всегда понятна. Зачем, например, нужно было реконструировать Калужское шоссе и делать из него автобан, выводя из населенных пунктом, если скорость движения там 60 км/ч? До реконструкции и вложенных миллиардов скорость на опасной «калужке» была 90 км/ч. Зачем было делать транспортные хорды на северо-западе и северо-востоке Москвы, если на этих хордах то же скоростное ограничение? Камер на данном участке однако изобилие. Ваш автомобиль снимают со всех ракурсов. Что это, глупость, или пресловутая коррупция, на которой то и дело попадаются полицейские чины?

Практика привлечения частных компаний для профилактики нарушений ПДД в России стартовала три года назад. Ее внедрили в Московской области, а потом подхватили в других регионах. Неиссякаемую финансовую жилу чиновники почуяли очень быстро. Сегодня доходы от дорожных штрафов закладываются в статьи региональных бюджетов. Стремление власти пополнить бюджет любыми доступными способами понятно без дополнительных объяснений. Но что мы получили в итоге? Частный и практически никак не регулируемый дублер Госавтоиспекции, больше напоминающий рекет в стиле 90-х. С  «Кордонами», «Автоураганами», «Одиссеями» и прочими опустошителями кошелька.  Истинное назначение этих приборов и главная цель сотрудничества с частниками – сокращение количества аварий и спасение человеческих жизней. Об этом все забыли.

Антон Стариков
Теги: дорожные камеры, ПДД, дорожное движение