В Госдуме предлагают запретить эксплуатацию старых машин

Фото: КП/Анатолий Жданов

14 августа 2019 13:25:40

3608

Думский комитет по экономической политике и промышленности вынес предложение прекратить использование транспортных средств, «достигших длительного срока эксплуатации». Рекомендации направлены в Минтранс и Минпромторг. Автопроизводители предложение поддержали. Лучше не запрещать, а стимулировать продажи новых машин, считают в Минпромторге

Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Экологические проблемы автотранспорта обговаривались на круглом столе в Госдуме еще в конце июня, по итогам парламентарии вынесли предложения. Письмо в соответствующие министерства и ведомства написала зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфия Когогина («Единая Россия»).

Минпромторгу и Минтрансу госпожа Когогина предложила заняться проблемой о «законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации». О каких автомобилях говорится и какие санкции будут применяться, в письме не уточняется. Сегодня подобных ограничений на законодательном уровне нет. Единственное ограничение касается автобусов, занятых в детских перевозках: они должны быть моложе десяти лет, эта норма вступает в силу в 2020 году.

По данным ГИБДД, из 60,5 млн транспортных средств в России 20,9 млн старше 15 лет, еще 10 млн – старше десяти лет. Минпромторг еще в 2013 году вынес предложение ограничить предельный возраст коммерческого транспорта 7–15 годами. Ведомство даже прописало поправки к закону «О безопасности дорожного движения» о поэтапном изъятии из эксплуатации грузовиков старше 12–25 лет (в зависимости от класса), но  Госдумы законопроект не достиг.

В пресс-службе Минтранса подтвердили, что предложения от комитета получены и рассматриваются. Рекомендации получили и в Минпромторге.

«Вывод старой техники из оборота должен осуществляться за счет применения мер побуждения автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого транспорта», — считают в ведомстве. В качестве примера там приводят действующие программы льготного автокредитования.

В ПАО «КамАЗ» говорят, что они «за» меры, направленные на обновления парка грузовиков. Это позволит улучшить экологическую обстановку в городах и сделает дороги безопаснее.

Напомним, госпожа Когогина является женой президента «КамАЗа» Сергея Когогина. Эксперты отмечают, что низкие темпы обновления автопарка и высокая доля эксплуатируемого устаревшего транспорта — одна из ключевых проблем на российских дорогах. Автохлам повышает смертность на дорогах, потому что риск выхода из строя узлов и агрегатов старой техники значительно выше независимо от марки и страны производителя. Даже при техосмотре нельзя оценить уровень износа материалов и компонентов, которые могут послужить причиной неожиданного отказа автобуса.

«Проблема обновления общественного и коммерческого транспорта давно назрела, в частности в Подмосковье. Буквально полгода назад мне довелось стать участником ДТП в результате отказа тормозов довольно-таки не нового автобуса, причем водитель даже не предупредил пассажиров, что собирается затормозить, врезавшись на полной скорости в дерево. В результате удара некоторые пассажиры пострадали, я ударился лицом о находящееся впереди кресло. Находившиеся в автобусе дети и взрослые испытали шок. И лишь по большой случайности обошлось без жертв», – сказал «Гражданским силам.ру» пострадавший Иван Гусев.

Идея запрета транспорта, достигшего предельного срока эксплуатации, сложно реализуема, сказал «Коммерсанту» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

«Запрет можно установить лишь для коммерческого транспорта, но не для автомобилей, находящихся в частном использовании», — думает он. По его мнению, ограничить можно не только возраст, но и пробег. «Например, в парке такси машина возрастом два года может иметь пробег в сотни тысяч километров, — поясняет эксперт. — Раньше российские производители закладывали срок службы автомобиля на 120-150 тыс. км пробега, но это заведомо меньше реальной возможности эксплуатировать автомобиль».

Эксперты высоко оценивают опыт работавшей до 2018 года госпрограммы обновления парка, в рамках которой люди приобретали льготы при покупке новых машин при сдаче в утиль старых или в trade-in: за три года в рамках программы обновления парка было продано более 1,2 млн машин. Но, как уже ранее рассказывалось, перезапускать программу Минпромторг пока не собирается, хотя в автоконцернах полагали, что она могла бы улучшить спрос на падающем рынке и помочь обновлению парка.

Сергей Путилов
Теги: КамАЗ, Минтранс, Минпромторг, ДТП