Выйти из смертной тени: в Подмосковье начался процесс «обеления» сферы ритуальных услуг

Фото из открытых источников

05 ноября 2019 22:49:26

7212

Пожалуй, нет в России более «темного» бизнеса, чем сфера ритуальных услуг. У многих людей этот вид деятельности ассоциируется с криминалом, и ассоциации эти небезосновательны: в 90-х годах прошлого века медиапространство было насыщено новостями о кровавых разборках между группировками, борющимися за контроль над похоронным бизнесом

Последняя битва за «смертные» деньги граждан, получившая широкую медийную огласку, произошла в мае 2016 года: на Хованском кладбище столицы, как сообщает «Медуза», была массовая драка с перестрелкой, в которой участвовали порядка 200 человек. Десятки боевиков получили ранения, трое расстались с жизнью.

Виновным в организации беспорядков суд признал бывшего начальника отделения ритуального обслуживания №3 московского ГБУ «Ритуал» Юрия Чабуева. Приговор — 11 лет лишения свободы.

О других крупных силовых акциях, связанных с борьбой за сферы влияния в ритуальном бизнесе, с той поры не слышно. Однако это отнюдь не означает, что эта область человеческой деятельности освободилась от влияния криминала. Предположительно, к ней имел отношение Олег Медведев (известный в определенных кругах как Шишкан), находящийся в данный момент под стражей: членов группировки, лидерство в которой СМИ приписывают Медведеву, подозревают в серии убийств.

Также, судя по многочисленным жалобам, в похоронном бизнесе практикуются сомнительные схемы, позволяющие некоторым предпринимателям и теневым группировкам обирать людей, которых горе поставило в безвыходное положение. Сроки для оформления всех документов и организации похорон по понятным причинам сжаты, близкие покойного находятся в состоянии стресса, и даже если люди понимают, что финансовые запросы ритуальщиков не вполне законны, у них нет ни времени, ни моральных сил добиваться справедливости.

За гранью добра и зла

10 октября «Московская газета» писала о том, что во многих городах Подмосковья практикуется взимание с граждан платы за перевозку тела на судебно-медицинскую экспертизу. Некоторые представители похоронных служб проявляли недюжинный креатив: говорили, что транспортировка тела бесплатна, однако брали деньги за дополнительные услуги, вроде упаковывания тела в полиэтиленовый мешок и выноса покойного из квартиры с оплатой за каждый этаж. Предполагается, что в ряде случаев данные ритуальные агентства рекомендованы полицейскими или сотрудниками «скорой».

Меж тем, согласно нормам закона Московской области о погребении и похоронном деле, «транспортировка в морг, включая погрузо-разгрузочные работы… умерших для производства судебно-медицинской экспертизы… осуществляется за счет средств местных бюджетов». То есть, для граждан данная услуга должна быть бесплатна. Однако ритуальные агентства, как сообщает «Московская газета», брали с людей от 3,5 до 20 тысяч рублей. Нередко близкие покойного были вынуждены отдавать последнее, ведь без заключения судебно-медицинской экспертизы человека попросту невозможно похоронить. 

Сетевое издание «Гражданские силы.ру» сообщало о случаях, когда при организации похорон с родственников умершего взималась плата за услуги, которые по закону должны оказываться бесплатно, в частности, за выделение участка на кладбище. При этом никаких подтверждающих документов не оформлялось, то есть, скорее всего, платежи шли «черным налом».

Издание писало о вероятной коррупционной смычке медработников, правоохранителей, местных чиновников и теневых структур: существует предположение, что информация о смерти человека почти мгновенно продается заинтересованным предпринимателям, и ритуальные агенты появляются у дома покойного иногда даже раньше, чем полиция и медики.

Также известны случаи, когда частная ритуальная служба на непонятных правовых основаниях арендует помещения в государственных учреждениях (моргах), и люди, обращаясь в такие компании, могут быть невольно введены в заблуждение: будучи уверенными, что заказывают услуги в муниципальной службе, они фактически становятся клиентами частной компании. Есть данные и о том, что целое кладбище оказалось в долгосрочной аренде у коммерческой структуры, но об этом чуть позже…

Спрут

Крупными игроками в сфере ритуальных услуг Подмосковья, являются компании АО «Честный агент» и АО «Горбрус» (последнее имеет несколько дочерних организаций). Согласно данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, между этими компаниями (а также некоторыми другими участниками рынка) существует интересная связь.

25 марта 2016 года зарегистрировано ООО «ВГМК-Инвест», соучредителями которого являются Артем Юрьевич и Илья Юрьевич Маниловы, а генеральным директором компании значится Евгений Игоревич Вугин, который также числится соучредителем предприятия.

Артем и Илья Маниловы — вероятно, сыновья известного бизнесмена Юрия Манилова, который был одним из основателей «Парламент Групп» (производителя водки Parliament и «Урожай»). В 2012 году Манилов-старший стал фигурантом уголовного дела о вымогательстве, однако в 2013 году все подозрения с него были сняты.

12 апреля 2016 года зарегистрировано ООО «Риттех». Один из его учредителей — ООО «ВГМК-Инвест», а гендиректором становится Артем Манилов. 23 мая 2017 года ООО «Риттех» ликвидируется путем преобразования в АО «Честный агент». Генеральным директором нового юридического лица также заявлен Артем Манилов.

Евгений Вугин, гендиректор и соучредитель ООО «ВГМК-Инвест», является в то же время и генеральным директором АО «Горбрус», у которого, в свою очередь, имеются три дочерних организации: ООО «Богородск-ритуал», АО «Ритуал-Горбрус» и Межрегиональная ассоциация похоронных организаций. Имеется еще ООО «Городское бюро ритуальных услуг «Горбрус», правда, формальных связей между ним и вышеперечисленными организациями не прослеживается. Насчет фактических связей есть иные предположения…

По информации источников «Московской газеты», ранее некоторые коммерческие структуры вели деятельность на территории  столицы, однако, когда на московском рынке ритуальных услуг был наведен относительный порядок, им пришлось перенести свою работу в Подмосковье. Как утверждают собеседники «МГ», наибольшую активность они проявляют в Красногорске, Ногинском и Раменском районах, Балашихе, Люберцах, Лыткарино, Дзержинском, Химках и Домодедово.

Есть версия, что предприниматели, связанные с определенными должностными лицами, завуалированно брали плату за предоставление мест для захоронения, которые, согласно действующему законодательству, должны предоставляться органами местной власти бесплатно. Такое предположение делается, в том числе, и на основании анализа средней стоимости полного цикла организации похорон, составляющей примерно 150 тысяч рублей. При этом если оплачивать похороны без криминальной составляющей, все можно организовать как минимум в три раза дешевле. Так что, можно предположить, группировки, контролирующие ритуальный бизнес, имеют очень хорошую прибыль.

Похоронная революция?

«Теневыми» деньгами, как правило, могут финансироваться различные сомнительные проекты, в том числе и политические. Например, расследование ФАН выявило вероятную связь мужа юриста ФБК и экс-кандидата в Мосгордуму Любови Соболь Сергея Мохова с крупными игроками сферы ритуальных услуг. По данным источников ФАН, Мохов, предположительно, получил на избирательную кампанию супруги 5 миллионов рублей, а взамен Соболь в новом составе МГД должна была бы отстаивать бизнес-интересы Юрия Манилова.

Избирательная кампания в Мосгордуму, напомним, проходила очень жестко и эмоционально. Любови Соболь в числе других оппозиционных кандидатов отказали в регистрации в связи с большим процентом брака в подписных листах: в них, в том числе, обнаруживали внушительное число подписей умерших людей. В ответ на это по Москве прокатилась серия несанкционированных массовых протестных акций, в ходе которых было задержано в общей сложности более трех тысяч человек.

Мэр Москвы Сергей Собянин, вспоминая эти события, сказал, что несанкционированные акции «привели к серьезным проблемам на улицах Москвы, и то, что они не переросли в тяжелые последствия, какие мы видим в других городах, это не заслуга их организаторов - наоборот, они хотели эти события довести до критической черты - это заслуга правоохранительных органов».

Также столичный градоначальник, подчеркивая роль правоохранителей, напомнил, что массовые беспорядки в Ливии и в испанской Барселоне привели к гораздо более тяжким последствиям…

Версия о косвенном участии в выборах в Мосгордуму крупных игроков сферы ритуального бизнеса выглядит небезосновательно: надо полагать, при «обелении» данной отрасли в последние годы некоторые из них вполне могли  почувствовать себя обделенными.

Кого сожгли в частном крематории?

Согласно действующему законодательству, «организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления». Однако  строгость российских законов, как известно, иногда компенсируется необязательностью их исполнения, поэтому в наших реалиях оказалось возможным появление частного кладбища, и даже частного крематория.

Так, соответствующими структурами было выявлено, что в Красногорске местное кладбище находилось в аренде у частной организации — уже знакомого нам ООО «Городское бюро ритуальных услуг «Горбрус». Как следует из решения суда, «оказываемые услуги… по похоронному делу и иным действиям в отношении могил умерших осуществляются по правилам, установленными ООО «Городское бюро ритуальных услуг «Горбрус». Оплата за услуги по похоронному делу и иным действиям подлежит оплате только ООО «Городское бюро ритуальных услуг «Горбрус», чем нарушаются права неопределенного круга физических лиц…» Проще говоря, все платежи вносились в кассу частной компании, и захоронения осуществлялись по правилам, которые эта компания установит.

Каким образом, и на каких правовых основаниях был заключен этот странный договор аренды — вероятно, будут разбираться те, кому это положено по должности. Ну а Красногорский городской суд 14 августа 2018 года принял решение о его расторжении, апелляционная инстанция 18 февраля 2019 года оставила это решение в силе.

Также в ходе проверок в подмосковной Балашихе обнаружили крематорий, находящийся в ведении АО «Горбрус». Как следует из судебных материалов, коммерсанты кремировали покойников без «согласованного в установленном порядке проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам, проведения оценки риска здоровья населения, организации мероприятий для окончательного установления санитарно-защитной зоны с получением Постановления Главного государственного врача об установлении окончательного размера санитарно-защитной зоны».

5 апреля 2019 года определением Ногинского городского суда деятельность крематория была приостановлена.

Вполне вероятно, что в частных кладбищах и крематориях как таковых ничего плохого нет: в будущем их деятельность возможна, но при условии прозрачной работы всех участников процесса по единым правилам. А в существующих реалиях, если даже закрыть глаза на сомнительные поборы при оказании ритуальных услуг коммерсантами, кто может быть втайне похоронен на частном кладбище или сожжен в частном крематории? Вспомним, что предполагаемых жертв группировки Медведева (Шишкана) нашли спустя семь лет после убийства на глубине четырех метров...

Таким образом, главная задача на сегодняшний день — выведение сферы ритуальных услуг Подмосковья из «тени». Или, проще говоря, наведение элементарного порядка — точно так же, как это было сделано чуть ранее в Москве. Шаги в этом направлении делаются: создано ГБУ МО «Центр мемориальных услуг», постепенно выявляются и пресекаются сомнительные смычки государственных и коммерческих интересов, в судебном порядке расторгаются странные договоры. Так что, вполне вероятно, вскоре мы услышим сообщения об очередных частных кладбищах и крематориях. А может быть, и чего похлеще.

Алексей Нилов
Теги: ритуальные услуги, Подмосковье