Русская православная община в Италии: фактор разделения или единения с Европой?

03 ноября 2019 18:14:49

4116

Россию и Италию связывают давние исторические связи. Русские художники, композиторы и писатели всегда стремились посетить эту колыбель европейской цивилизации

В Италии учились братья Брюлловы, здесь бывал Кипренский, Айвазовский, Левитан, Иванов, Репин и Суриков. Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти еще при Иване Третьем в пятнадцатом веке возвел Успенский собор в Кремле. Что уж говорить о «северной Венеции» — Петербурге, где знаменитый зодчий Растрелли возвел Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь.

При этом два государства исторически были разделены конфессиональными рамками, восходящими еще к великому тысячелетнему расколу между православной и католической церковью.

В советские времена, когда опустился «железный занавес», контакты между Италией и Россией были в значительной мере свернуты. Даже в наши дни Рим как член НАТО и надежный союзник евроатлантического партнерства и Москва после Крыма и Донбасса, оказавшаяся под санкциями, еще не в полной мере могут реализовать потенциал в отношениях, насчитывающих не одну сотню лет. Тем более ценны российско-итальянские контакты, продолжающие развиваться в сфере культуры и религии.

В итальянском городе Сериате (провинция Бергамо) недавно состоялась Международная конференция «Универсальность и индивидуальные истории. Призвание Церкви».Традиционный ежегодный форум, в котором приняли участие исследователи и священнослужители из России и Италии, был организован фондом «Russia Cristiana» («Христианская Россия» – Сериате, Италия) при участии правительства региона Ломбардия, католического прихода Сериате и культурного центра «Покровские ворота» (Москва).

На мероприятии было сказано немало слов о том, почему Россия и Запад до сих пор не могут прийти к взаимопониманию. Сотрудник фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини для иллюстрации сути проблемы обратилась к наследию русского философа и богослова – протоиерея Сергия Булгакова.

«Кризис России – именно кризис византийских начал, точнее, византийского православия, которое отделилось от всей Западной – христианской – Европы», — писал Булгаков.

Ученая напомнила мысль о.Сергия о том, что живая церковность, имеет задачей любви засыпать пропасть между православным Востоком и католическим Западом, подготовить почву для воссоединения церквей. Доклад итальянской исследовательницы Кьяры Доммарко был посвящен миссии американского иезуита Эдмунда Уолша в советской России. Уолш возглавлял папскую комиссию помощи жертвам голода, случившегося в 1922 году в Поволжье и ряде других регионов России. Вплоть до распада СССР миссия Уолша оставалась единственным примером официальных контактов советской власти с Ватиканом.

В наши, непростые для российско-европейских взаимоотношений дни, особую ценность приобретает культурно-религиозный диалог. И положительные примеры этого имеются. Итальянский курорт Римини уже давно облюбовали туристы из России. Услышать здесь русскую речь далеко не редкость.

Корреспондент «Гражданских сил.ру» посетил недавно открывшуюся православную келью в этом итальянском городе. Вот что рассказал настоятель иерей Алексей (Чиж), представляющий Константинополький патриархат.

«Русская православная община в городе Римини возникла в 2016 году. Россияне, многие из которых живут здесь на постоянной основе, взяли в аренду небольшое помещение в центре города. Покровителем общины был избран святой Спиридон Тримифунтский. В русской православной Келье святителя Спиридона ежедневно совершается суточный круг богослужения. Кроме того при келье есть иконная мастерская, библиотека православной литературы и малая типография. Все это служит для ведения православной миссионерской деятельности на территории Италии. Приход насчитывает несколько десятков человек. Количество может варьироваться в зависимости от времени года, поскольку многие прихожане не проживают постоянно в Италии, но приезжают на временные работы».

В православной келье автору вручили бумажную листовку, приглашающую поклониться мощам общего для католиков и православных святого — епископа Гауденция в латинском Темпио Малатестиано. Ведутся разговоры с муниципальными властями о допуске православных и в другие церкви города. Несмотря на очевидные успехи, картина отношений между православной общиной и городскими властями, католической курией пока еще только на пути к гармонии.

«Храмы, которые иногда предоставляют католики для пользования православным, либо полуразрушены и в них невозможно находиться, либо настолько удалены, что недоступны для большинства прихожан, перемещающихся пешком или на велосипедах. С другой стороны, получение этих сомнительных выгод предполагает участие в экуменистическом движении, которое с каждым годом все более выходит за рамки обычного диалога и переходит в храмы, где совершаются общие богослужения. По этим причинам русская православная община города Римини предпочла иметь максимально возможную автономию, содержа на своем иждивении хоть и небольшое, но свое и всем территориально доступное помещение», — сказал «Гражданским силам.ру» о.Алексей.

Как видно, не все православные пока готовы налаживать прямой межцерковный диалог, опасаясь впасть в «ересь экуменизма». С другой стороны, трудно назвать иначе, как зазнайством, попытки противопоставить православие римской католической церкви, тем более, что обе конфессии имеют своим источником Христа.

Порой возникают у православных в Римини и проблемы, связанные с политикой итальянских властей, предполагающей отказ от пропаганды религиозной символики.

«Первые годы местные власти не выражали большого интереса к русской православной общине, а местное население с интересом и радостью знакомились с православными традициями, которые впервые стали для них столь близки. Конечно, нельзя сказать, что не возникает и искушений, которые всегда сопровождают всякое благое дело. Так, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста 27 сентября 2018 года нами был воздвигнут Крест и помещен над входом в Келью. После этого возникли некоторые недоумения со стороны местных жителей, исповедующих католицизм, которые, по известным только им причинам, были против Знамения Христова. Для нас это стало неожиданно и удивительно фактом, тогда как даже мусульмане, наполняющие центр города Римини, проживающие и работающие тут, были спокойны в связи с его появлением. Справедливости ради нужно заметить, что людей, обрадовавшихся появлению креста на их улицах, было намного больше. И все же эти факты говорят о том, что, увы, религиозное обмирщение, поглотившее северные страны Европы, понемногу поглощает и Италию. Такие пагубные плоды, на наш взгляд, в сознании европейского христианина рождает модная парадигма религиозной толерантности», — отметил о.Алексей.

Сергей Путилов
Теги: Италия, Россия, православие