Жители северо-востока Москвы попросили депутата Госдумы спасти исторический район от неконтролируемой застройки
25 апреля 2021 18:46:00
В московском районе Свиблово под угрозой исторические здания советского наукограда, а также пруд, созданный в XVIII веке
25 апреля на северо-востоке Москвы в районе Свиблово состоялась встреча депутата Государственной Думы Валерия Рашкина с местными жителями. На площади у здания НИИГ Транспортного строительства собралось около 150 человек, и у каждого были свои беспокойства по поводу судьбы района. Главная проблема, объединившая всех собравшихся, — неконтролируемая застройка района.
Как утверждают местные жители, район уже начали буквально делить по частям: стали появляться площадки для нового строительства. В частности, для этого планируется снести несколько гаражных кооперативов. На территории района уже идет строительство высотного дома по проекту ПАО «Группа компаний ПИК» (ул. Кольская, д.8). Если такая тенденция будет продолжаться, когда-то тихий и уютный Свиблово может превратиться в перенаселенный и шумный район, считают жители.
Оптимизма, по словам горожан, не добавляет и строительство Северо-Восточной хорды, которое затронет район на участке от Дмитровского до Ярославского шоссе. Съезды с трассы превратят район в транзитный, а значит спокойной жизни без шума и пробок, похоже, жителям больше не видать, уверены москвичи.
Член инициативной группы жителей Свиблово, историк Георгий Саатчян в беседе с корреспондентом издания рассказал, что местных жителей волнуют несколько вопросов, это: застройка, экология и транспорт.
«Моя семья живет в Свиблово с 1946 года. Мой дед работал в корпусах ЦНИИС, а один из них даже проектировал и строил. Фактически весь район построен самими жителями, включая зеленые парковые зоны. В течение многих лет здесь был ведомственный городок, наукоград и ведущий в стране «Институт пути». Сейчас практически над всеми историческими зданиями нависла угроза несмотря на то, что это очень ценные объекты: практически полностью сохранившаяся застройка 30-х - 50-х годов. Сохранилась и планировка, и старые деревья, и даже здания бывшего пожарного депо и школы 1952 года постройки. Сейчас мы регулярно наблюдаем различные публичные слушания в онлайн-формате, где наш район пытаются «нарезать по частям». Весь район Свиблово в будущем может быть разделен дорогами — будущими съездами со строящейся Северо-Восточной хорды. А все удобные и неудобные места в районе, вероятно, застроят жилыми домами, — рассказал москвич. — Мы, люди, живущие здесь много лет, продолжаем следить за городком, за нашими дворами и домами. Потому что это фактически наша родина. Я и моя семья — это уже четвертое поколение, которое живет здесь, работает на субботниках, высаживает деревья. В районе очень много ценных исторических мест, которыми мы дорожим. В прошлом году историческое сообщество добилось организации археологических раскопок у реки Яузы, во время которых было найдено множество интереснейших артефактов, например, остатки усадьбы князя Пожарского и остатки усадьбы Василия Голицына».
Георгий Саатчян отметил, что беспокойство местных жителей вызывает не только предполагаемый снос старых зданий, но и возможное уничтожение Кольского пруда, который, по словам историка, появился еще в XVIII веке. Собеседник издания отметил, что уже сейчас весь пруд перекопан, а его территория закрыта на капитальный ремонт, по окончании которого водоем, скорее всего, уже не будет прежним.
«Кольский пруд появился на картах еще в XVIII веке. При этом ГУП «Мосводосток», который проводит здесь работы, говорит о том, что водоем возник в 80-х годах XX века. Инициативная группа жителей Свиблово обеспокоена судьбой пруда. Мы собирали свои общественные обсуждения в рамках общественного совета проекта «Парк Яуза», на котором выступали старожилы района, а также инженеры-строители: по их мнению, планы Мосводостока по реконструкции пруда — нарушение всех возможных норм. Самое главное наше опасение заключается в том, что гидроизоляцией могут быть перекрыты ключи и грунтовые воды, которые являются естественным питанием водоема. Все возражения и предложения были переданы в Мосводосток. Их обещали принять и действовать соответствующим образом. Но, как мы видим, работы продолжаются, вырублены деревья. При этом работы ведутся в так называемый «выводково-гнездовой» период: всех птиц распугали. А по берегам пруда гнездились в том числе и краснокнижные чайки. Обо всех нарушениях законодательства Москвы, в том числе природоохранного, мы регулярно пишем в прокуратуру. Но по покровом ночи продолжают исчезать деревья», — рассказывает москвич.
Георгий Саатчян подчеркнул, что жители рассчитывают на помощь депутата Госдумы, поскольку он имеет особые полномочия и сможет донести опасения жителей до профильных ведомств.
«Мы также рассчитываем на помощь в организации встречи с представителями Москомархитектуры. Потом что сейчас складывается впечатление, что нас не видят и не слышат, а просто кроят наш район на части, не понимая, какие объекты здесь находятся и какую ценность они имеют. Мы не понимаем, как можно планировать строительство рядом с пансионатом «Союз», где все время находятся пожилые люди. Тем не менее вплотную к его ограде может начаться стройка, — отмечает активист. — Также нам не понятно, куда девать машины, когда будут снесены гаражные кооперативы в Свиблово. Эти гаражи были выделены жителям в начале 60-х годов и находятся в их собственности. Даже сегодня, в выходной день, мы можем наблюдать, что перед зданием научно-исследовательского института стоят автомобили. А что здесь творится в будний день, вы даже не можете представить — машинами забито все! Дома, которые уже строятся в районе, не обеспечиваются парковками и должной инфраструктурой. Поэтому ничего хорошего в планах, которые существуют на счет Свиблово, мы для себя не видим».
Ранее к депутату Госдумы обратились жители района Ново-Переделкино, обеспокоенные массовой вырубкой деревьев в рамках строительства трассы Солнцево-Бутово-Видное.
Дарья Алифанова