Анкара и Москва на одной стороне: станет ли турецкое вето преградой на пути Швеции и Финляндии в НАТО?

Анкара и Москва на одной стороне: станет ли турецкое вето преградой на пути Швеции и Финляндии в НАТО? коллаж «Гражданские силы.ру»

17 мая 2022 15:58:00

2222

Сегодня Швеция официально подала заявку на вступление в НАТО. Исторический документ подписала глава МИД королевства Анн Линде

Ранее то же самое сделали финские власти, а парламенты обеих стран уже окончательно одобрили это решение. До последних дней казалось, что никаких препятствий для реализации этого решения не предвидится. Генсек альянса Йенс Столтенберг говорил, что обе страны будут приняты и обещал максимально ускорить переходный период до полноценного членства. Однако одна из 30 стран-членов альянса неожиданно решительно возвысила свой голос против расширения НАТО на север. И этой страной стала Турция, один из сильнейших в военном отношении участников оборонного блока и важный форпост на юго-восточном фланге НАТО.

Изначально протест Анкары казался, скорее, символическим и выражался лишь в форме определённого недовольства. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что будто бы большинство турецких граждан отрицательно относятся к вступлению Швеции и Финляндии в объединение и просят его заблокировать, но правительство будет обсуждать этот вопрос с союзниками. Представитель президента Ибрагим Калын также подчёркивал, что Турция не закрывает дверь в НАТО для двух североевропейских стран, однако призывает их к переговорам по вопросам якобы поддержки терроризма в этих странах и вербовки там сторонников террористических формирований. И глава МИД, и президент Эрдоган утверждают, что в Швеции и Финляндии поддерживают Рабочую партию Курдистана (РПК), ведущую борьбу за создание независимого курдского государства, в том числе на части территории Турции.

Стоит отметить, что РПК признана террористической и запрещена в самой Турции, а также в США, Австралии, Канаде и Евросоюзе, членами которого являются Финляндия и Швеция. Соответственно, легально действовать в этих странах и получать поддержку боевики РПК не могут по закону. Тем не менее риторика турецких властей постепенно ужесточалась, пока, наконец, президент Реджеп Эрдоган не сказал, судя по его тону, своё последнее слово. Он заявил, что Анкара не поддержит принятие в НАТО двух новых членов, а финские и шведские дипломаты могут даже не приезжать в Турцию по этому вопросу. Уговоры, по словам Эрдогана, здесь не помогут. Он назвал Швецию инкубатором терроризма и заявил, что там якобы поддерживают РПК даже на парламентском уровне.

Учитывая, что для принятия в НАТО новых стран нужен консенсус всех действующих членов, слова турецкого лидера нельзя не воспринимать всерьёз. Кстати, в Москве уже прозвучали позитивные отклики на турецкий демарш. Так, член Совета Федерации Алексей Пушков отреагировал на призыв Европарламента изолировать Турцию в случае её отказа одобрить вступление в НАТО Швеции и Финляндии. Пушков явно усмотрел в этом призыве параллели с изоляцией РФ и заявил, что западные страны пытаются изолировать слишком многих несогласных с их политикой. Интересы РФ в этой ситуации неожиданно совпали с турецкими, если, конечно, действительно предполагать, что Анкара поставила себе цель заблокировать принятие новых членов в альянс. Президент Путин и чиновники МИДа называли решение Швеции и Финляндии отказаться от своего нейтрального статуса исторической ошибкой, утверждали, что это не укрепит их безопасность, и обещали соразмерный военно-технический ответ на данный шаг северных соседей. И тут вдруг — такой подарок. Само вступление оказалось под вопросом.

Внутри НАТО реакция на угрозу вето от Турции уже последовала, и, стоит отметить, реакция эта весьма сдержанная. Генеральный секретарь Столтенберг выразил уверенность, что консенсус с Анкарой будет всё-таки достигнут. Он пообещал вести переговоры с Турцией и учитывать обеспокоенности турецких властей. Замгоссекретаря США Уэнди Шерман созвонилась с турецким коллегой и призвала партнёра к максимальной солидарности внутри блока. Глава МИД Швеции Анн Линде также заявила, что надеется на скорое урегулирование всех разногласий с турецкой стороной, и пообещала работать над этим двусторонним вопросом.

Турция не в первый раз демонстрирует свою самостоятельность и даже участвует в скандалах с партнёрами по альянсу. Чего стоит одна только заочная полемика Эрдогана с президентом Франции Макроном в 2020 году. Тогда французский лидер выступил с критикой исламистов, посягающих на европейские ценности, а Эрдоган в ответ назвал слова Макрона угрозой нацбезопасности Турции и оскорблением мусульман. В итоге разногласия на религиозной почве привели к отзыву французского посла в Анкаре для консультаций, а отношения двух стран никак нельзя было назвать дружественно-доверительными. Свой конфликт у Турции есть и с Грецией. Борьба за спорные воды в Восточном Средиземноморье едва не привела к вооружённой стычке кораблей двух стран, а острую фазу конфликта в том же 2020 году удалось сгладить лишь благодаря посредничеству канцлера Германии Ангелы Меркель. Наконец, Вашингтон выражал категорическое неудовольствие покупкой российских зенитных комплексов С-400, из-за которых Турции даже отказались продавать новейшие истребители F-35.

Редакция Le Monde, в связи со скандальными заявлениями Эрдогана и его конфликтами с союзниками по НАТО, отмечала, что подчёркнутая неполиткорректность похожа на фирменный политический стиль турецкого лидера, с помощью которого он пытается сохранять поддержку соотечественников, умело подогревая патриотические чувства и национальную гордость с добавлением османского реваншизма.

Эрдоган периодически показывает свою самостоятельность, однако никогда ещё эти шаги не приводили к реальному разрыву со стратегическими союзниками или каким-то разговорам о возможном выходе из НАТО. А с приходом в Белый дом администрации Джо Байдена отношения Турции с партнёрами стали нормализовываться. Кстати, с такой помпой закупленные у России новейшие ЗРК С-400 турецкая сторона, по некоторым данным, предоставила для изучения американским военным специалистам. Официально эти сведения не подтверждали, но информацию такого характера обычно на свет и не выносят. В общем, шума от турецких демаршей много, но обычно всё заканчивается взаимным примирением.

По всей видимости, так будет и в этот раз. В самой Турции аналитики сходятся во мнении, что угроза заблокировать вступление двух новых членов в НАТО больше похожа на торг, чем на реальное намерение. Турецкий политолог Фатих Алтайлы обратил внимание на то, что в целом альянс очень спокойно отнёсся к заявлениям Эрдогана, а на встрече глав МИДов стран-членов НАТО в Берлине турецкий представитель аналогичных угроз не высказывал. Местные специалисты уверены, что таким образом Анкара пытается сфокусировать внимание союзников на своих проблемах, в том числе на необходимости финансовой помощи Турции в целом и на содержание сотен тысяч сирийских и афганских беженцев, в частности.

Российские эксперты также уверены, что Турция не будет реально препятствовать вступлению в НАТО Финляндии и Швеции, если союзники учтут её интересы. В частности, Анкаре нужно снятие неформального запрета на военно-техническое сотрудничество и поставку новых западных вооружений. Администрация президента США Байдена уже направила в Конгресс запрос на поставку Турции очередной партии истребителей F-16. В ближайшее время возможны и другие виды военно-технического взаимодействия как с США, так и с ведущими странами Евросоюза.

Старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин предположил, что вскоре условия, на которых Турция готова присоединиться к консенсусу НАТО, могут быть объявлены открыто.

«Эрдоган преследует определённые задачи внешней политики Турции. В конце концов он снимет свои возражения о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО. Но снимет их не просто так, а, скорее всего, что-то выторгует для себя в рамках альянса или в рамках двусторонних отношений с США или Евросоюзом. Поэтому стоит подождать, когда он объявит свои условия. А это случится довольно быстро. Уже сегодня появилась информация о том, что некий представитель Швеции начинает переговоры с Турцией, и это называется: «Ребята, вы скажите, чего вы хотите, а мы попробуем вам помочь», — рассказал эксперт.

В этой дипломатической игре в определённой степени присутствует и курдский фактор. Так, Анкару не устраивает лояльное отношение США к курдскому ополчению, удерживающему под контролем часть территории Сирии. Вашингтон уже снял с этих формирований часть своих санкций, что позволяет развернуть на занятых ими территориях некоторую экономическую деятельность. Но этот вопрос обращён явно не к Финляндии со Швецией. Эти две страны стали лишь инструментом, чтобы на Эрдогана все обратили внимание и стали с ним договариваться по важным для него вопросам. А дополнительным бонусом станет повышение международного престижа и демонстрация того, что от Турции тоже многое зависит. В итоге окажется, что Швеция якобы приняла некие меры для искоренения терроризма, Анкара осталась этими мерами довольна, и разговоры о вето незаметно уйдут в прошлое.

Алексей Черников
Теги: Росстя, Турция, НАТО, преграда