Бумеранг для госсекретаря

Фото: thenewzlife.com

22 апреля 2017 14:24:02

3390

Госсекретарь США Рекс Уэйн Тиллерсон оказался жертвой американских санкций против России после того, как Минфин США запретил родной Тиллерсону компании ExxonMobil, участвовать в крупных нефтегазовых проектах в России.

«После консультации с президентом Трампом мы приняли решение не делать исключений из секторальных санкций, введенных против Москвы в 2014-2017 годах, — рассказал изданию «The Wall Street Journal» министр финансов США Стивен Мнучин, — «Согласно этим санкциям, России нельзя передавать передовые технологии, в том числе и связанные с бурением».

 У России нет таких технологий и оборудования, которые может предложить Exxon, и это была выгодная сделка, как для американцев, так и для русских. Однако Минфин США остался непреклонен даже после того, как ExxonMobil пожаловался на то, что европейские нефтегазовые компании продолжают сотрудничество с Россией, и в отсутствие американских компаний могут занять их место на российском рынке разработки энергоресурсных месторождений.

В Exxon до конца надеялись, что сейчас повторится история 2014 года, когда даже после введения антироссийских санкций, Минфин позволил компании закончить бурение скважины на месторождении «Университетская-1» в Карском море. Однако чуда не произошло. Тем более что и Минфин ощущал на себе беспрецедентное давление со стороны «ястребов» в Конгрессе и Сенате США. В частности, против работы ExxonMobil в России активно выступили сенаторы-республиканцы Марк Рубио и Джон Маккейн, сенатор-демократ Боб Менендес и самый влиятельный демократ в Комитете Палаты представителей по международным делам конгрессмен Элиот Энгел.

После окончательного запрета Минфина на бурение в черноморском шельфе, Exxon попала в щекотливую, и, судя по всему, тупиковую ситуацию, чреватую огромными финансовыми и репутационными потерями. 

Напомним, в 2011 году «Роснефть» и Exxon подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в России, США и в третьих странах. Соглашение предусматривает геологоразведку и освоение трех шельфовых лицензионных участков «Роснефти»  в Арктике — на Сахалине, в Карском море и Сибири, а также Туапсинского участка на шельфе в Черном море. Доля «Роснефти» в проектах в арктическом и черноморском проектах составила 66,7 процентов, а доля Exxon – 33,3 процента.

Чтобы получить лицензию на разработку черноморского месторождения Exxon должна была, согласно договору с «Роснефтью», до конца нынешнего года начать бурение на Туапсинском участке и обнаружить там нефть. Теперь Exxon не сможет выполнить условия договора из-за введенных США санкций, и «Роснефть» вполне может потребовать выплаты неустойки.

Правда, незадолго до апрельского запрета Минфина США, у Exxon еще оставались надежды на продолжение хотя бы «частичного» сотрудничества с Россией. Да и «Роснефть» была не меньше американцев заинтересована в совместной работе на морских шельфах.

«В 2019 году мы планируем с нашим американским партнером продолжить бурение в Карском море, где открыто месторождение «Победа-1», — цитирует Интерфакс слова главы «Роснефти» Игоря Сечина, — «В 2017 году мы планируем также бурение в Черном море».

Теперь эти планы совместной работы остались «на бумаге»: в сентябре 2014 года Exxon был вынужден свернуть из-за введенных Вашингтоном антироссийских санкций проект бурения в Карском море, сейчас по этой же причине сворачивается черноморский проект.

Из-за санкций Exxon свернула практически все проекты в России, за исключением проекта «Сахалин-1». «Роснефть» уже заявила, что готова самостоятельно продолжать работу в Арктике. Теперь, видимо, последует заявление и о возможности «Роснефти» самой заниматься Туапсинским участком в Черном море. 

По оценкам ведущих американских экономистов, именно ExxonMobil оказалась самой пострадавшей от антироссийских санкций компанией США. Так, только в 2014 году чистый убыток Exxon от санкций превысил 1 миллиард долларов.

По иронии судьбы, усиление этих санкций одобряет госсекретарь США Рекс Тиллерсон.

«Все санкции против Москвы останутся в силе до выполнения Россией Минских соглашений», — в очередной раз заявил Тиллерсон буквально на днях.

Подобные заявления он начал делать сразу, как только вступил в должность госсекретаря США. Между тем, Тиллерсон понимает, что таким образом рубит сук, на котором сидит. Ведь на должность госсекретаря он перешел не откуда-нибудь, а из ExxonMobil, где с сентября 2006 года  занимал два ключевых поста – председателя Совета директоров и главного управляющего компании.

В свое время Тиллерсон успешно «пробивал» в американских госструктурах разрешения на добычу и разведку нефти в самых «санкционных» странах. Так, в 2011 году он добился разрешения Минфина США на добычу нефти в иракском Курдистане. Более того, Тиллерсону удалось «пробить» даже отмену многолетнего запрета на экспорт сырой нефти из США и снятие ограничение на развитие производств по экспорту сжиженного газа. Благодаря этому Exxon получила 34 миллиарда долларов чистой прибыли, а сам Тиллерсон в 2015 году оказался 25-м в списке самых влиятельных людей планеты, составленном журналом «Forbes».

Но еще раньше, в 2011 году, Тиллерсон добился, пожалуй, главного успеха на посту топ-менеджера Exxon: он сумел заключить с «Роснефтью» супервыгодное соглашение о бурении в Арктике и на черноморском шельфе. Это соглашение должно было принести американцам десятки миллиардов долларов чистой прибыли, а самое важное – давало преимущество на российском рынке перед всеми иностранными компаниями. В 2014 году американцы начали бурение в Карском море, и тут грянули санкции.

«Я категорически против введения санкций против России, — сказал Р.Тиллерсон в интервью «The Wall Street Journal» в сентябре 2014 года, — «Я с нетерпением жду отмены этих бесполезных санкций и возвращения к сотрудничеству с Россией».

Естественно, когда только что избранный президент Трамп назначил Тиллерсона госсекретарем, у многих, в том числе и в России, появилась надежда на кардинальное улучшение российско-американских отношений. Тем более, что сам Тиллерсон не скрывает, что уже более пятнадцати лет лично знаком с Владимиром Путиным.

«Тиллерсон общался с Путиным больше всех американцев, за исключением разве что Генри Киссинджера», — рассказал «The Wall Street Journal» давно знающий мистера Рекса президент Центра стратегических и международных исследований Джон Хамр, — «Думаю, и Путин ему симпатизирует. Тиллерсон хорошо знает Россию».

Еще бы ему не знать Россию! Налаживанием деловых связей с РФ он профессионально занимался с 1998 года, когда стал вице-президентом «Exxon Ventures», которая отвечала как раз за нефтяные проекты в России и бывших республиках СССР. Тогда же Тиллерсона назначили президентом «Exxon Neftegas Ltd», разрабатывающей нефтяные месторождения в Каспийском море.

Тогда Тиллерсон крепко подружился с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, с которым они собирались даже проехаться на мотоциклах через всю Америку. В 2012 году «с подачи» Сечина президент Владимир Путин в Кремле вручил Рексу Тиллерсону Орден Дружбы «за значительный вклад в развитие русской культуры за рубежом».

Что же случилось? Неужели ошибался дедушка Маркс, утверждавший, что за прибыль в сто процентов капиталист не пожалеет и отца родного? И что заставило супербизнесмена Тиллерсона вместе с супербизнесменом Трампом проводить в отношении России политику, крайне невыгодную для интересов крупного американского бизнеса? Почему они сегодня ставят политику выше экономических интересов? Возможно, ответ на эти вопросы лежит как раз в плоскости экономических интересов. Не исключено, что Трамп и Тиллерсон (и, разумеется, стоящие за ними силы) посчитали, что для них выгоднее обеспечить себе контроль над нефтеносными регионами Ближнего Востока, чем ковыряться в морских шельфах Арктики и Черного моря. Трудно поверить, что президентом и госсекретарем США движет только «политика». В основе которой, опять же, по дедушке Марксу, всегда лежит экономический интерес.

Так что, России, вероятно, придется подождать, пока мистер Тиллерсон уйдет в отставку с поста госсекретаря США, займется бизнесом, и опять станет «большим другом РФ».

Тогда ему и еще один орденок можно будет вручить, и шельфы вместе бурить, и, даст Бог, прокатиться на мотоциклах по Америке…

Петр Сергеев
Теги: Уэйн Тиллерсон, «Роснефть», ExxonMobil