Как демократические реформы Токаева отдаляют Казахстан от России
01 сентября 2022 19:08:00
Всё, что сейчас происходит в Казахстане, является в той или иной мере эхом январских событий, когда протесты из-за роста цен на газ сперва охватили всю страну, а затем быстро приобрели политический характер и переросли в массовые беспорядки. Для восстановления стабильности пришлось не только привлекать собственную казахстанскую армию, но и призвать на помощь контингент стран ОДКБ, в который входили в основном российские военнослужащие
С тех пор внутренняя и внешняя политика Казахстана претерпевает серьёзную трансформацию, получившую сегодня очередной толчок. В своём обращении к нации президент республики Касым-Жомарт Токаев объявил о предстоящих осенью внеочередных выборах главы государства, после которых президентский пост нельзя будет занимать более одного срока. Срок этот также изменится и станет семилетним вместо нынешних 5 лет. Кроме того, Токаев пообещал демократизацию политической системы и расширение полномочий органов местной власти.
Аналитики отмечают, что взятый казахстанским лидером курс кардинально отличается от стратегии большинства постсоветских руководителей, которые, напротив, стараются зацементировать систему и максимально долго сохранять власть в своих руках. Достаточно вспомнить, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон и глава Беларуси Александр Лукашенко находятся у власти с 1994 года, президент РФ Владимир Путин – с 2000-го с кратким перерывом на премьерство, а в Узбекистане и Азербайджане лидеры менялись лишь однажды за всю постсоветскую историю, да и то лишь потому, что прежние президенты умирали. Таким образом, отношение Токаева к президентской власти идёт вразрез с принятыми в СНГ правилами игры и потому наверняка настораживает соседей, относящихся к реальной демократии с её сменяемостью власти весьма прохладно.
Между тем, Токаев впервые объявил о кардинальных реформах отнюдь не сегодня. Ещё в марте он произнёс программную речь перед парламентом, в которой озвучил своё видение мер, необходимых для вывода страны из масштабного политического и социально-экономического кризиса. Главными тезисами стали переход от суперпрезидентской республики к государству с сильным парламентом и чёткое разделение госслужбы и политической карьеры путём запрета многим должностным лицам состоять в политических партиях. Кроме этого, родственникам главы государства предлагалось запретить занимать руководящие должности в высших эшелонах власти. В республике также проводится административно-территориальная реформа и создан Конституционный суд, призванный проверять законы и иные нормы права на соответствие конституции. Все эти меры стали конкретным ответом на недовольство граждан, вылившееся в январские беспорядки. Власть показала, что она готова меняться по требованию народа.
Объявление досрочных выборов означает, что для завершения анонсированных ранее реформ Токаеву необходим дополнительный кредит доверия от граждан. С таким мнением выступил доктор исторических наук, профессор РУДН Константин Курылев. Эксперт отметил, что Токаев уже сейчас стал абсолютно самостоятельной фигурой, хотя изначально воспринимался сугубо как преемник Назарбаева, а после переизбрания на досрочном голосовании, в котором мало кто сомневается, его позиции лишь укрепятся. И здесь возникает вопрос – зачем действующему президенту именно сейчас потребовалось подтвердить доверие граждан и элит? Во-первых, масштаб анонсированных реформ действительно впечатляет. Помимо демократизации политической сферы лидер Казахстана намерен кардинально видоизменить экономику страны. Он заявил, что новый экономический курс направлен на отход от госкапитализма и ограничение чрезмерного вмешательства государства в экономику. Тем самым президент автоматически признал нынешнее вмешательство государства чрезмерным, что тоже дорогого стоит. В будущем благосостояние граждан должно в большей мере держаться на частной инициативе, а власти будут сосредоточивать усилия на создании условий для предпринимательства. Одновременно планируется налоговая реформа, которая должна сделать систему обязательных платежей более справедливой и эффективной. Среди прочего может быть введён налог на роскошь, который не затронет средний класс, а будет направлен лишь на сверхбогатых казахстанцев.
Однако представляется, что сплочение нации и повышение её доверия к власти вызвано ещё и внешними причинами. Возможно, Токаев ожидает непростого периода в международном положении Казахстана. В эту же логику укладывается амнистия для участников январских протестов, которую президент объяснил необходимостью укрепить единство народа. Ещё в дни, когда Токаев попросил помощи ОДКБ в нормализации обстановки в ходе протестов, эксперты отмечали, что приглашение иностранного контингента, главным образом состоявшего из россиян, стало для президента Казахстана очень сложной вынужденной мерой. С одной стороны, он не был уверен в способности собственных силовиков справиться с проблемой, с другой – ввод иностранных военных очевидно свидетельствовал о слабости власти и был потенциальной угрозой суверенитету. Социолог Пётр Милосердов отмечал, что общественное мнение крайне подозрительно относилось к миссии ОДКБ, и даже русские граждане Казахстана могут столкнуться с неприятием в обществе, т.к. их станут считать людьми с двойной лояльностью, преданных России больше, чем стране проживания – Казахстану.
Такие опасения граждан власть не могла не учитывать, поэтому, во-первых, миротворцев побыстрее отправили обратно, объявив о выводе контингента через считаные дни после его прибытия, а во-вторых, все последующие месяцы Токаев планомерно доказывал, что никаким вассалом России он не стал. Начало спецоперации в Украине предоставило ему много возможностей для этого. Президент Токаев подчёркивал, что его страна будет соблюдать все наложенные на РФ ограничения, а ДНР/ЛНР называл квазигосударственными образованиями. Более того, казахстанские военнослужащие приняли участие в учениях совместно со странами НАТО, прошедшими в начале лета в Турции.
Россия в долгу не оставалась. Из Москвы не звучало громких заявлений, однако, по всей видимости, она уже задействовала некоторые экономические рычаги влияния на строптивого центральноазиатского соседа. В частности, в марте крупнейшим казахстанским авиакомпаниям запрещали полёт над РФ, а позже суд на время прекратил перекачку казахской нефти по трубам Каспийского трубопроводного консорциума, через которые в Новороссийск и далее на танкеры проходит 80% нефтяного экспорта Казахстана. Руководитель Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев называл это решение однозначно политическим и отмечал, что оно будет иметь крайне негативные последствия для двусторонних отношений. Кстати, в конце августа Токаев уже слетал в Азербайджан и договорился со своим коллегой Ильхамом Алиевым об экспорте нефти через территорию этой прикаспийской страны. Визит Токаева в Баку стал и очередной вехой в развитии неформального содружества тюркоязычных стран, ведомого ближайшей союзницей Азербайджана Турцией. На встрече было продемонстрировано полнейшее политическое и культурное взаимопонимание двух президентов и одинаковый взгляд на перспективы развития региона. Токаев, в частности, официально поздравил Алиева с победой во второй войне в Карабахе.
Таким образом, несмотря на формальный союз с Россией, которая сейчас находится в противостоянии с Западом, Казахстан сохраняет свою знаменитую и традиционную многовекторность. Только вот если для сотрудничества с Турцией или Азербайджаном демократизироваться совершенно не обязательно, поскольку для них это далеко не главный критерий, то для поддержания контактов с Евросоюзом и США это одно из необходимых условий. Американские дипломаты, кстати, уже отреагировали на реформаторское послание президента Казахстана. Пресс-служба посольства США в Нур-Султане заверила, что США остаются надёжным партнёром Казахстана и готовы содействовать реализации масштабных реформ. Из Москвы же такого оптимизма по поводу анонсированных преобразований пока не прозвучало. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заметил, что реформы не испортят двусторонние отношения, а сами перспективы этих отношений назвал блестящими.
Алексей Черников