Москва говорит с Пхеньяном, Вашингтон пока к диалогу не готов
14 декабря 2017 17:07:54
Делегация Минобороны РФ в Пхеньяне обсуждает с представителями северокорейского военного ведомства ход реализации межправительственного соглашения о предотвращении опасной военной деятельности, подписанного 12 ноября 2015 года.
«Переговоры проходят в конструктивной, деловой обстановке», — говорится в опубликованном в Facebook сообщении посольства России в КНДР, — «Делегация Министерства обороны Российской Федерации будет находиться здесь до 16 декабря».
Не исключено, что среди обсуждаемых тем будет и ситуация на Корейском полуострове после запуска 29 ноября северокорейской ракеты «Хвасон-15», когда в Пхеньяне официально заявили, что «эта ракета может достичь любой точки в США, и таким образом в стране завершен процесс создания государственных ядерных сил».
По данным северокорейского агентства ЦТАК, ракета нового типа «Хвасон-15» за 53 минуты полета поднялась на высоту 4475 километров и, преодолев 950 километров, упала в Тихий океан в 250 километрах от северной японской префектуры Аомори. По мнению экспертов, эта принципиально новая ракета может преодолевать расстояние до 13 тысяч километров, а это означает, что в зоне поражения может оказаться практически вся территория США.
Это испытание ракеты вызвало новый виток напряженности между Вашингтоном и Пхеньяном. Но в Белом доме уже сообразили, что попытка силового решения конфликта на Корейском полуострове чревата глобальной ядерной катастрофой. Правда, на переговоры с Ким Чен Ыном американцы пока не идут, и больше рассчитывают здесь на Москву и Пекин, которые, по мнению Вашингтона, должны не только присоединяться ко всем санкциям против Пхеньяна, но и использовать свое влияние на северокорейского вождя.
В последнее время между Москвой и Пхеньяном действительно участились контакты на достаточно высоком уровне. Так, в конце ноября Пхеньян посетила делегация Государственной Думы. Однако пока такие контакты не поспособствовали нормализации обстановки в регионе.
«Северокорейская сторона не готова следовать предложенной Россией и Китаем дорожной карте», с явным сожалением заявил ТАСС, комментируя итоги визита в Пхеньян, заместитель председателя думского Комитета по международным делам Алексей Чепа.
Судя по всему, в Пхеньяне в ближайшее время не собираются отступать от силового варианта обеспечения безопасности страны. 7 декабря это подтвердил МИД КНДР, заявивший о «неизбежности военного конфликта на полуострове в связи с военным давлением со стороны США и их союзников».
«Мы применим ядерное оружие в ответ на любую попытку агрессии», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте дипломатического ведомства.
Однако в Москве, несмотря на грозные заявления Пхеньяна, не оставляют попыток уговорить северокорейского вождя Ким Чен Ына перейти к дипломатическому решению.
«Конфликт на Корейском полуострове можно уладить только политико-дипломатическим путем в рамках российско-китайской дорожной карты», — цитирует ТАСС заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
Между тем, в Госдепартаменте США по-прежнему считают, что «сейчас не время для начала переговоров с КНДР».
«Соединенные Штаты хотели бы начать переговоры с КНДР, однако время для них еще не настало», — заявила 13 декабря на брифинге для журналистов пресс-секретарь Госдепартамента Хезер Науэрт, — «Наша политика не изменилась».
Вместе с тем, в Вашингтоне не отвергают потенциальной возможности начала диалога с руководством Северной Кореи.
«Мы не видим, что в Пхеньяне заинтересованы в начале переговоров», — цитирует телекомпания CNN Хезер Науэрт, — «Но временных рамок для начала консультаций с Пхеньяном Вашингтон не ставил и не ставит».
Так глава пресс-службы американского внешнеполитического ведомства прокомментировала сказанные 12 декабря слова госсекретаря США Рекса Тиллерсона о готовности Вашингтона начать переговоры с КНДР «без предварительных условий».
Это заявление Тиллерсона шло вразрез с официальной политикой американской администрации, и поставило в неудобное положение Дональда Трампа, который до сих пор ограничивался только угрозами в адрес Пхеньяна и оскорблениями Ким Чен Ына.
Поэтому в Белом доме сразу поспешили уточнить, что «подход президента США Дональда Трампа к северокорейской проблеме не изменился».
Возможно, желая реабилитироваться, Тиллерсон тут же заявил, что «США согласовали с Китаем план действий на случай, если по каким-то внутренним причинам в КНДР начнутся беспорядки и режим падет».
«США будут готовы ввести войска на территорию Северной Кореи, но после восстановления порядка, американские силы отведут на исходные позиции в Южной Корее», — цитирует РИА Новости заявление госсекретаря США, сделанное в вашингтонском Атлантическом совете, — «Такая договоренность была достигнута в ходе обсуждений с китайской стороной. Мы добиваемся полной денуклеаризации Корейского полуострова, такой же позиции придерживаются Китай и Россия. Именно на это нацелены наши дипломатические усилия. Но у Пентагона есть и военный вариант решения проблемы, и мы уже обсудили этот вариант с Китаем».
При этом он напомнил, что во время своего визита в Азию не раз заявлял, что «США не добиваются смены режима в КНДР, не рассчитывают на ускоренное воссоединение двух стран на Корейском полуострове и не ищут причин для отправки своих военных к северу от демилитаризованной зоны».
На заседании Атлантического совета Тиллерсон сделал еще одно «громкое» заявление, связанное с веденными против Северной Кореи ограничениями, согласно которым поддержавшие санкции страны не должны использовать северокорейскую рабочую силу на своей территории.
«Большое число граждан Северной Кореи по-прежнему работают на территории России, их около 35 тысяч», — передает ТАСС заявление госсекретаря США, — «У нас много специфических переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, чтобы закрыть этот поток рабочей силы».
Очевидно, это заявление Тиллерсон сделал «по следам» выступления депутата Госдумы Светланы Максимова по итогам визита в КНДР.
«В Пхеньяне попросили депутатов Госдумы урегулировать вопрос с нахождением в России 35 тысяч рабочих КНДР», — передает РИА Новости слова Светланы Максимовой.
Петр Сергеев