Над пропастью во лжи: самообманом режим приближает собственный конец
29 июня 2019 00:17:49
Начиная лгать «сверху», власть получает в ответ ложь «снизу» от себя же самой и перестает понимать происходящее
«Весь Советский Союз стоял на лжи. Поэтому и рухнул». Эта мысль, на днях озвученная основателем «Рольфа» и бывшим депутатом Госдумы Сергеем Петровым, новостью уже давно ни для кого не является. Ну, кроме яростных фанатов СССР, продолжающих ностальгировать по канувшей в лету империи, и их 18-20 летних последователей, со знанием дела рассказывающих о том, как хорошо жилось в счастливой стране Советов.
Впрочем, некоторое представление о царившей в «совке» атмосфере не жившие в нем юноши и девушки действительно могут составить, поскольку эта атмосфера сильно напоминает сегодняшнюю. Не прошло и тридцати лет, как мы вернулись к тому же джентльменскому набору из бессменного лидера, коварных внешних врагов и тотальной восторженной государственной пропаганды на фоне полного краха — идеологического, экономического и морального. Нам снова поднимают дух предстоящими успехами и предлагают «затянуть пояса» во имя светлого будущего. Контуры агонизирующего СССР и сегодняшней путинской России в целом очень схожи.
В конце 80-х ведь тоже было ощущение, что советский режим себя исчерпал и вот-вот рухнет. Набор факторов, свидетельствовавших о скором конце режима, был приблизительно тот же, что и сегодня: деградация властных элит, стагнация в экономике, недовольство регионов, принцип моноцентризма в принятии важнейших решений, локальные военные конфликты, цензура в СМИ и грубая госпропаганда. Теоретически, ситуацию можно было вырулить даже в таких сложных условиях. Но упорное нежелание начать говорить правду, уйти от неэффективной планового хозяйствования и замшелых идеологических догм, в итоге добило советскую систему, окончательно потерявшую обратную связь с народом.
То же самое происходит и сегодня. Логика здесь предельно простая. Ложные предпосылки в управлении создают базу для принятия неверных решений, основанных на реалиях, изначально не существующих. Эти решения не попадают в действительность просто потому, что она абсолютно другая. Проблемы только усугубляются, а хаос в системе управления нарастает. Вся властная вертикаль пронизана тотальным, уже нескрываемым и для всех очевидным враньем: от социологических опросов, призванных засвидетельствовать стабильность и всеобщий «одобрямс», до деятельности надзорных органов, на ходу подстраивающихся под политическую конъюнктуру.
Ложь, развалившая Советский Союз и разваливающая сегодняшнюю Россию похожа на раковую опухоль, распространяющуюся по организму. Сначала ей пытается прикрыть собственную некомпетентность руководство страны и высшие чиновники, затем то же самое происходит на местах. Регионы становятся маленькими копиями государства, очень быстро перенимая модель поведения.
Губернаторы, окруженные местным журналистским пулом, ездят по районным центрам, а главы районов отчитываются об «успехах», латая ямы и крася траву к приезду начальства. Потом губернаторы едут к президенту и докладывают о том, что на подведомственной им территории все хорошо: зарплаты учителей и врачей растут, безработица сокращается, демография выравнивается, дороги ремонтируются, а жилье строится. Правда во время очередной «прямой линии» или после какого-нибудь местного эксцесса, вылившегося в многотысячный протестный митинг, выясняется, что идиллическая картина, рисуемая в отчетах, мягко говоря, не очень соответствует действительности. А на основании цифр из идущих снизу отчетов наверху тем временем принимаются неверные управленческие решения, еще более обостряющие и без того критическую ситуацию в экономике и социальной сфере.
Начиная прикрывать откровенной ложью неспособность управлять государством и собственную алчность, федеральная власть подает пример всей вертикали, начиная с губернаторов и заканчивая главами сельских поселений. Метафорически выражаясь, управленческая верхушка сама выкалывает себе глаза и начинает идти вслепую, поскольку ориентиров, на которые можно опираться для объективного понимания ситуации, больше нет. Кругом сплошная ширма и потемкинские деревни.
Пытаясь сохранить себя с помощью вранья, режим в итоге роет себе могилу, разрушая общественный договор, лежащий в основе существования государства. Основой подобного договора является доверие и лояльность, которые постепенно снижаются. В какой-то момент их уровень становится критическим. Люди понимают, что доверять власти, которая дурит их все откровеннее и грубее, больше нельзя ни в чем, а покупать лояльность населения не на что: государство не в состоянии обеспечить гражданам нормальную жизнь. Что происходит в таких случаях, мы уже видели тридцать лет назад. Но кремлевских вождей история, похоже, ничему не учит.
Антон Стариков