Перемены на Кубе: повлияют ли реформы на отношения Гаваны и Москвы?
27 декабря 2023 11:23:00
Куда движется Остров Свободы и по пути ли ему с Россией «Гражданские силы.ру» обсудили со специалистом по Кубе Магомедом Кодзоевым
В 2024 году Кубу ожидают большие перемены. Правительство страны заявило о том, что вырастут цены на топливо и электроэнергию, также будут реализованы другие важные изменения. Существует мнение, что на Кубе начинается «перестройка», но следом может измениться и её внешнеполитический курс.
Вспомним, к примеру, Польшу, где после либеральных реформ правительство пошло на сближение с западными странами, вступив в НАТО, постепенно отдалившись от Москвы. Похожая ситуация происходила в некоторых других странах социалистического блока, а также в бывших республиках Советского Союза.
Если на Кубе зреют большие перемены, как они отразятся на отношениях между Москвой и Гаваной? Для того, чтобы это понять нужно ответить на ряд довольно логичных вопросов. Во-первых, как можно охарактеризовать запланированные реформы на Кубе? Это начало конца кубинской революции или логичные антикризисные меры? Во-вторых, необходимо разобраться в том, что ждет государство впереди, а также с какими странами кубинское правительство решит продолжить развивать отношения после модернизации экономики?
Как можно охарактеризовать реформы на Кубе: это «перестройка» или «развитой социализм», или это начало конца кубинской плановой экономики? Государство, судя по заявлению кубинских политиков, контроль не ослабит, но некоторая либерализация назревает.
«Любые коренные преобразования существующей системы в той или иной мере можно назвать «перестройкой», — сказал старший научный сотрудник ИЛА РАН Магомед Кодзоев в беседе с изданием «Гражданские силы.ру», подчеркнув, что при сравнении реформ на Кубе с «перестройкой» в СССР необходимо понимать разницу как в размерах этих государств, их ресурсного и геополитического могущества, так и отличие конкретных исторических условий.
По словам эксперта, «кубинцы хорошо помнят опыт нашей страны. Правительство старается подходить к делу с осторожностью и не форсировать события, чтобы самому не стать заложником политики реформ. С уверенностью можно сказать, что кубинская экономика уже изменилась и продолжает меняться в поисках наиболее оптимальной модели адаптации к реалиям мировой экономики».
На вопрос журналиста издания «Гражданские силы.ру» о перспективах развития сотрудничества между Гаваной и Москвой в условиях модернизации кубинской экономики учёный ответил, что вышеописанные реформы для двухсторонних отношений угрозы не представляют.
«Предложенные на 2024 год премьер-министром антикризисные меры это попытка нормализировать внутриэкономическую ситуацию, стабилизировать общее состояние кубинской экономики. У Кубы, очевидно, нет иного выхода, ее руководство делает все, что может, чтобы спасти ситуацию, а реформы последних лет уже значительно изменили облик страны, сделав ее экономику фактически смешанной», — рассказал Магомед Кодзоев.
Однако не всё так однозначно. По словам эксперта, «всё будет зависеть от того, дадут ли предложенные меры тот результат, который ожидает кубинское правительство. Если нужного эффекта не будет, есть угроза дестабилизации внутриполитической ситуации, а это уже может сделать отношения нашей страны с Островом Свободы менее предсказуемыми».
«Куба довольно устойчивое государство, правительство Мигеля Диаса-Канеля крепко держит руль в своих руках, но материальное неблагополучие, проблемы с поставками продовольствия и энергоресурсов, подскочившая инфляция, ожидаемый в следующем году значительный рост цен на основные услуги и серьезное сокращение социальной помощи могут расшатать ситуацию. Подобный исход был бы, скорее всего, нежелательным явлением для наших отношений» — заключил старший научный сотрудник ИЛА РАН.
Что ждёт Кубу?
Куба безусловно заинтересована в снятии всех ограничений и санкций, в нормальном взаимодействии как с США (ближайшим соседом), так и с Россией, Китаем, Канадой, странами ЕС и Латинской Америки», отметил Магомед Кодзоев:
«Она (Куба, — прим.авт.) проводит многовекторную внешнюю политику и старается привлекать иностранные инвестиции. Несколько экспериментов по привлечению иностранного капитала (как, например, особая экономическая зона Мариэль) пока не дали ожидаемых результатов. Администрация Байдена уже успела немного смягчить санкционные меры, но не в достаточной степени. Если демократы сохранят за собой власть в Белом доме на следующие четыре года, возможно, тема улучшения американо-кубинских отношений снова зазвучит так же громко, как во времена Обамы. Но если Байден все же не сможет победить на выборах следующего года, то отношения США и Кубы могут сильно ухудшиться».
Подводя итоги, ученый заявил, что в российско-кубинских отношениях серьезных перемен в худшую сторону ожидать не стоит: «по крайней мере, до тех пор, пока у власти в Гаване остается правительство революционеров. Наоборот, если предлагаемые меры дадут результат и помогут стабилизировать экономику Кубы, то это даже поспособствует оздоровлению торгово-экономических отношений и притоку российских инвестиций на остров».
Александр Щелоков