Польская «труба» хочет перекрыть «Северный поток-2»
15 февраля 2018 16:54:07
В Польше обсуждают возможность строительства собственного газопровода Baltic Pipe («Балтийская Труба» — ред.), который будет проложен по дну Балтийского моря и, теоретически, сможет стать альтернативой российскому проекту «Северный поток-2».
«За возрождение этого проекта выступила польская партия «Право и справедливость», которая при помощи него хочет подключиться в газовой сети Норвегии», — пишет 15 февраля немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, — «Газопровод может начать работать в 2022 году, а его пропускная способность составит 10 миллиардов кубометров газа».
Польские СМИ пишут, что Baltic Pipe даст возможность транспортировать газ, добываемый польской государственной компанией PGNiG на норвежском континентальном шельфе и в Северном море.
«Проект предполагает сочетание газовых систем Дании и Норвегии в Северном море, расширение маршрута транспортировки газа через Данию, строительство газокомпрессорной станции на датском острове Зеландия, подводный газопровод из Дании в Польшу с приемным терминалом, а также расширение польской системы перемещения газа», — информирует своих читателей Gazeta Wyborca, — «Это может поставить под вопрос необходимость строительства российского газопровода по проекту «Северный поток-2».
Напомним, что Варшава значится одним из самых ярых противников реализации проекта «Северный поток-2», который обеспечит ежегодные поставки российского природного газа в Германию и дальше в Европу в объемах до 55 миллиардов кубометров в год. Для США это будет означать практическую потерю огромного сегмента европейского газового рынка, а заодно и увеличение расходов на поддержку Украины, которая, в случае запуска «Северного потока-2», останется без ежегодных 3 миллиардов долларов, выплачиваемых Москвой за транзит российского газа через украинскую территорию. В Варшаве прямо называют «Северный поток-2» «смертью для Украины».
Именно с попыткой не допустить строительство «Северного потока-2» связаны введенные в конце прошлого года санкции США против России, предусматривающие ограничительные меры в отношении западных компаний, участвующими в российских энергетических проектах.
Вместе с США и Украиной проект «Северный поток-2» активно критикуют Польша и страны Балтии.
Варшава уже почти год пытается добиться от руководства Евросоюза запрета на реализацию «Северного потока-2», и активнее всех призывала Вашингтон распространить действие антироссийских санкций на этот проект, чтобы отпугнуть европейские компании от участия в нем.
Однако основные доноры ЕС: Германия и Франция так же активно поддерживают проект «Газпрома», исходя при этом из своих экономических интересов.
В конце января Германия дала разрешение на строительство и эксплуатацию газопровода «Северный поток-2» в ее территориальных водах и у берегового приемного терминала в Грайфсвальде. В частности, горное ведомство германского города Штральзунд дало оператору проекта разрешение на строительство и эксплуатацию 55 километров участка газопровода в территориальных водах Германии.
«Это дает нам возможность начать возведение самого важного участка проекта», — цитирует «Коммерсантъ» главу «Газпрома» Алексея Миллера.
Разрешила строить «трубу» в своих территориальных водах и Швеция, вот-вот даст такое же разрешение и Финляндия.
Главной «загвоздкой» при этом остается Дания, где с 1 января 2018 года вступил в силу новый закон, согласно которому разрешение на строительство подводных газопроводов в территориальных водах страны дает не министерство экологии, а министерство иностранных дел. Учитывая огромное влияние США на политику датских властей, можно предположить, что Копенгаген постарается «по максимуму» затянуть с выдачей разрешения, или даже наложить вето на использование своих территориальных вод. Однако на этот случай у «Газпрома» есть «запасной вариант» прокладки «трубы» в нейтральных международных водах, не относящихся к датской юрисдикции.
Ранее исполнительный директор строящей «Северный поток-2» компании Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг заявил в интервью немецкому изданию Welt, что строительство этого газопровода может начаться уже в 2018 году.
«Мы технически и фактически выполнили все задачи, и готовы к началу этой большой стройки», — сказал Маттиас Варниг.
Петр Сергеев