Политический кризис в Москве: власть готова к силовому сценарию?
30 июля 2019 19:33:00
В контексте политического кризиса, накрывшего столицу в связи с отказом власти регистрировать некоторых оппозиционных кандидатов в Мосгордуму, все чаще звучат извечные российские вопросы: кто в этом виноват, и что теперь делать. И варианты ответов, как водится, предлагаются разные
Так, корреспондент «Медузы» Андрей Перцев предположил, что причиной не очень продуманной позиции мэрии Москвы в отношении регистрации «несистемщиков» может быть неопытность Натальи Сергуниной, якобы поставленной в политический блок столичного правительства по «просьбе» из Кремля. Сергунина ранее работала в экономическом блоке мэрии города, а Алексей Немерюк, также ответственный за выборы, прежде возглавлял департамент торговли и услуг.
При этом Telegram-канал «Незыгарь», который привыкли связывать с администрацией президента, обрушился с критикой на Наталью Сергунину и некоторых других ключевых руководителей столичного правительства…
После несанкционированного митинга 27 июля, в ходе которого правоохранители задержали более 1200 человек, ситуация еще более обострилась. Однако при этом возникло ощущение, что некоторые «центры влияния» решили воспользоваться ситуацией, чтобы свести старые счеты и, возможно, укрепить свои аппаратные позиции.
Игра с огнем
Издание Daily Storm, которое некоторые эксперты считают близким к председателю Госдумы Вячеславу Володину, высказало мнение, что выборы в Москве, так или иначе, входят в зону ответственности управления внутренней политики Кремля. Также звучит предположение, что одной из причин кризиса стало отсутствие грамотных политтехнологов и PR-специалистов среди тех, кто принимает решения по протестным акциям.
«В Кремле о ситуации в Москве никто не высказался, и получается, ясной позиции и эффективного решения пока нет», – пишет Daily Storm.
Завершается публикация вполне логичным выводом: протесты бьют по рейтингу власти в целом и главы государства – в частности.
Некоторые эксперты интерпретировали такие сигналы как раскол во власти, другие пошли еще дальше, предположив отсутствие единого центра принятия решений по ситуации с выборами в Мосгордуму. Впрочем, есть и еще одно мнение: те, кто, воспользовавшись сложной ситуацией, решил свести какие-то личные или аппаратные счеты, играют с огнем. Отношение лидера страны и близких к нему силовиков к предателям хорошо известно: его Владимир Путин предельно четко обозначил в своем интервью FT:
«Предательство – самое большое преступление, которое может быть на Земле, и предатели должны быть наказаны».
Тем не менее, в позиции Кремля действительно просматривается некая незавершенность или, точнее, недоговоренность. Многие политологи сходятся на том, что накал страстей мог бы снизить анализ ситуации – Кремль в состоянии это сделать на правах «старшего товарища». И, разумеется, необходима объективная и гласная проверка подписей кандидатов, которым отказали в регистрации.
Уступок не будет?
По-разному многие эксперты оценивают и то, что мэр Москвы Сергей Собянин не сказал ни слова о ситуации с выборами в Мосгордуму вообще и о митинге 27 июля в частности.
Вот что написал по этому поводу политик Борис Вишневский на своей странице в «ВКонтакте»:
«Посмотрите на сайт мэра Москвы за 27 июля. Сайт мэра города, в центр которого вышло не меньше 15-20 тысяч человек, требующих регистрации «своих» кандидатов в депутаты и честных выборов… Мэр любого европейского или американского города, если бы у него на улицы вышли тысячи протестующих, вышел бы к ним — разговаривать, спрашивать, отвечать, выяснять, чего они хотят, принимать их представителей. Иначе на следующий день он уже не был бы мэром».
Впрочем, есть и другая точка зрения на этот счет. Некоторые политологи недоумевают: а что, собственно, должен был сказать столичный градоначальник, тем более по горячим следам? Отсутствие немедленной реакции на подобные события – обычная практика. Например, когда в Париже шли акции «Желтых жилетов», мэр французской столицы Анн Идальго дала содержательный комментарий на эту тему только спустя пару недель после их начала.
Многие эксперты считают, что руководитель уровня Сергея Собянина должен выходить на публичные комментарии по подобным ситуациям только тогда, когда проведен полный анализ проблемы.
И вот 30 июля мэр Москвы высказался на ТВЦ:
«Оцениваю это как массовые беспорядки, заранее спланированные и хорошо подготовленные. Никаких заявок на проведение согласованной акции не было. Никто нас не спрашивал и даже не пытался. Прямо на согласованном нами митинге 20-го июля, который, кстати, прошел без всяких проблем, прозвучал ультиматум и призыв 27-го штурмовать мэрию».
Собянин парировал обвинения в излишней жесткости со стороны силовиков. Он сказал, что организаторы мероприятия в течение последнего времени регулярно проводили незаконные акции на Трубной площади, однако реакции со стороны полиции на эти нарушения не было. Мэр предположил, что именно желание силового сценария развития событий подтолкнуло организаторов митинга к таким действиям.
«Они просто вынудили полицию применить силу, что в данной ситуации было совершенно адекватно», – сказал Сергей Собянин.
Высказался столичный градоначальник и об акции, запланированной на 3 августа. Он заявил, что ее организатору – Либертарианской партии – было предложено провести мероприятие на проспекте Сахарова, однако их такой вариант не устроил. Собянин считает, что, возможно, готовятся новые беспорядки и провокации.
Между тем, «Медиазона» сообщила, что 30 июля член Либертарианской партии Михаил Светов был задержан полицейскими прямо на выходе из здания правительства Москвы, где он вел переговоры по месту проведения акции, которая запланирована на 3 августа.
Такой сценарий развития событий позволяет предположить, что идти на серьезные уступки оппозиции мэрия Москвы не намерена.
Если переписывать правила – то для всех!
На фоне силовых акций полиции и жестких заявлений мэра Москвы озвучена рекомендация членов Научно-экспертного совета при ЦИК России, суть которой сводится к необходимости регистрации кандидатов, чьи подписные листы признаны недостоверными либо недействительными на основании заключений экспертов-почерковедов. Объясняется это тем, что якобы экспертные заключения в данном случае не могут считаться таковыми, а все сомнения необходимо трактовать в пользу кандидатов.
Многие эксперты не согласны с такой позицией: они считают, что нельзя изменять правила под конкретный случай, даже для урегулирования кризиса. Если уж менять нормативную базу – то делать это не «под оппозицию», а для всех и только после выборов. И, разумеется, такие изменения – прерогатива Государственной Думы, которая пока не высказалась о ситуации в столице.
Однако практически все политологи признают необходимость действий, чтобы не допустить масштабных протестных акций не только в Москве, но и в других регионах страны.
Например, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что протесты выйдут на «плановую мощность» к сентябрю.
«Сейчас эту тему будут накачивать, выводя митинг на общероссийский уровень. Дальше будут появляться информационные поводы, связанные с другими регионами: административный произвол, нерегистрация кандидатов, непрохождение муниципального фильтра и подобного рода истории. Дальше неизбежно возникнет тема фальсификаций, тема отравления Навального – скорее для западных, чем для российских СМИ. В общем, все это очень серьезно», – говорит Минченко.
Конкретные действия, по мнению эксперта, должны зависеть от ситуации. Где-то это могут быть уступки, где-то – наоборот, жесткие методы или нелинейные сценарии.
«Это не проблема московских властей, эта проблема гораздо шире», – считает политолог.
Напомним, на 3 августа назначена очередная акция протеста против отказа власти зарегистрировать некоторых оппозиционных политиков в качестве кандидатов в Мосгордуму. Пока не удалось достичь понимания по поводу места ее проведения, поэтому есть вероятность, что митинг не будет согласован. Прошлый несогласованный митинг прошел около мэрии Москвы 27 июля, в ходе акции силовики задержали более 1200 человек.
Алексей Нилов