Предвыборные фонды в 2020 году вырастут в разы, чтобы суметь завлечь избирателя

https://sm-news.ru

20 февраля 2020 15:15:45

2786

В условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране предвыборные кампании в регионах будут становиться более затратными. По мнению экспертов, это говорит о кризисе политтехнологий в России и ухудшении взаимодействия между избирателями и кандидатами

Законодательное собрание Новосибирской области решило увеличить размер предвыборных фондов кандидатов в областные депутаты. Фонды кандидатов в одномандатных округах вырастут в два с лишним раза — с 3 до 7 млн рублей, избирательный фонд партийного объединения увеличится в шесть с лишним раз — с 30 до 200 млн рублей, уточняет Тайга.инфо.

При этом сами кандидаты или партийные объединения смогут формировать свой предвыборный фонд на 100%, вне зависимости от пожертвований потенциальных избирателей. Таким образом, как полагают эксперты, связь между избирателями и кандидатами становится еще менее очевидной, кандидат может сам себя выдвинуть, сам себя профинансировать и по большому счету организовать свое избрание. Можно говорить о «предвыборной сделке», в которой кандидат фактически завлекает избирателей, а те за «добрые дела накануне выборов» готовы поддержать денежного кандидата.

«Это тактика заливания избирателей деньгами, — считает новосибирский политтехнолог Константин Терещенко. — Теперь одномандатник сможет полностью сформировать свой предвыборный фонд, все оплатить. Раньше они могли потратить 3 млн рублей, а сейчас 7 млн рублей. Денег на ведение предвыборной кампании потребуется больше, поэтому приняли такое решение».

При этом эксперт затруднился уточнить, почему предвыборная кампания в Новосибирской области в 2020 году подорожала в несколько раз.

Удорожание избирательной кампании можно считать общероссийским трендом, считает учредитель РАПК, политический юрист Олег Молчанов.

«Этому тренду уже несколько лет. Кандидатам от власти легче оперировать деньгами со счета. И наполнять его несложно. Так что во многих регионах перед выборами поднимают размер фонда, — пояснил эксперт. — Это касается всех выборов — сверху донизу. Увеличение размера избирательных фондов будет там, где у власти соответствующего уровня есть надежда наполнить своим кандидатам такой фонд. На федеральном уровне такая возможность точно есть».

Классический вариант привлекать голоса избирателей за счет увеличения предвыборных затрат, решения проблем избирательного округа и его жителей накануне выборов активно применялся в эпоху Бориса Ельцина и остается актуальным в двадцатые годы, отмечают эксперты.

«Это говорит о том, что новых идей (голосование за власть без денег) после Крыма не придумали. Да и механизм поощрения креатива не работает. Накачать деньгами — это ультраконсервативный сценарий. А сейчас во всех сферах выбирают именно такие сценарии», — считает Олег Молчанов.

«Увеличение размера избирательного фонда — давно назревшая необходимость, которую обсуждают и законодатели, и участники выборов, и профессионалы в области политических технологий, — заявил изданию президент РАПК Алексей Куртов. — Почти все сходятся во мнении, что такой шаг позволит сделать финансирование избирательных кампаний более прозрачным и легитимным. Новосибирская инициатива покажет, насколько эти рассуждения состоятельны. Если в избирательном цикле 2020 года ещё несколько территорий пойдут на увеличение фондов, то такую практику можно будет изучить и, получив достаточно аргументов, распространить или приостановить во многих других субъектах России».

«Реалии в стране изменились. На 3 млн рублей кампанию в округе не провести. Не вижу заливания деньгами. Когда было последнее увеличение предвыборных фондов? — считает политконсультант Виктор Потуремский. По его мнению, «в условиях заниженных фондов специалисты оказываются перед выбором: или использование черного нала или прозрачная конкуренция?»

«В Петербурге до недавнего времени предвыборный фонд муниципального кандидата составлял 20 тыс. рублей. Какую реальную работу можно было провести в рамках этого фонда? Выборы дорожают в первую очередь за счет АПМ, выросла цена на бумагу, печать. При этом именно АПМ, который заметно вырос в цене, необходимо оплачивать из предвыборного фонда», — рассказывает политтехнолог Юлия Милешкина.

По мнению собеседников издания, размер предвыборных фондов кандидатов в РФ необходимо повышать, чтобы декриминализовать выборы, в которых очевиден дефицит финансирования. В таких кампаниях политтехнологам приходится брать на себя дополнительные риски для привлечения средств помимо избирательных фондов. С другой стороны, необоснованно большие избирательные фонды могут быть частью схем по отмыванию финансовых средств.

«Проблема правильного формирования и адекватного размера предвыборного фонда является одной из актуальных политтехнологических тем 2020 года в России. Опыт Новосибирской области может стать показательным», — считает президент РАПК Алексей Куртов.

«Это нормальный тренд. Увеличение предельных размеров избирательных фондов идет непрерывно. В МГД в прошлом году он тоже был поднят. Реально — это просто верхний лимит. Фонды крайне редко набиваются под завязку. Раньше перерасход фонда мог использоваться как один из ограничивающих факторов, ведущих к снятию кандидата. В результате значительную часть денег кандидаты получали и расходовали «черным налом». Теперь фонды уже полностью выходят из тени. Кандидатов снимать не за что. И замов губернаторов по внутренней политике тоже не надо сажать за прием денег от бизнеса и создание неофициальных фондов поддержки дружественных кандидатов. Так что этот процесс можно рассматривать, как элемент демократизации и вывод политических процессов из зависимости от теневой экономики», — считает политтехнолог Андрей Максимов. 

Александр Асадчий
Теги: выборы, предвыборные фонды, политтехнологии