Приграничные споры «заклятых союзников» угрожают целостности ОДКБ

Приграничные споры «заклятых союзников» угрожают целостности ОДКБ Фото © «Гражданские силы.ру»

23 декабря 2021 16:50:00

2159

На границе Таджикистана и Кыргызстана вновь начались перестрелки

В эти дни весь мир, включая российские СМИ и политически подкованную общественность, обсуждают гарантии безопасности РФ и НАТО, перспективы снижения напряжённости в Чёрном море и другие аспекты отношений с Североатлантическим альянсом.

Между тем, под большим вопросом находится безопасность внутри нашего собственного военного блока – ОДКБ. На границе двух членов этой организации – Таджикистана и Кыргызстана вновь начались перестрелки. Местное информагентство Sputnik Таджикистан передаёт, ссылаясь на пресс-службу мэра города Исфара, что с кыргызской стороны был обстрелян дом жителя одного из приграничных поселений, пострадавших в результате инцидента по последним данным нет. Днём ранее был зафиксирован ещё один случай стрельбы на другом участке границы с участием таджикских военных и водителя грузовика из Кыргызстана. В ситуации вновь вынуждены разбираться пограничники и правоохранители обеих республик.

В последнее время долгоиграющий конфликт двух среднеазиатских государств не напоминал о себе, однако весной этого года там произошла настоящая война локального масштаба с десятками погибших и раненых с обеих сторон. Корнями конфликт уходит ещё во времена существования СССР. А после развала союза он лишь обострился. Дело в том, что почти половина границы между странами окончательно не определена. Процедуру демаркации, т.е. конкретного закрепления пограничной линии с её обозначением на картах и на местности, прошли лишь 504 из 970 километров таджикско-кыргызской госграницы. На остальной её части более 70 участков являются спорными, там постоянно происходят стычки местных жителей из-за пастбищ, источников пресной воды и т.д., а пограничники обеих стран пытаются установить над ними свой более-менее устойчивый контроль.

В апреле бои вспыхнули из-за водораспределительного пункта, важного для сельского хозяйства обеих стран. В итоге прекращение огня было достигнуто при посредничестве России. Однако нынешнее обострение, которое по масштабам очень далеко от апрельского, но всё же дошло до применения оружия, показывает, что полного спокойствия на границе добиться не получается.

Москве подобные инциденты категорически не выгодны сразу по нескольким причинам. Во-первых, обстановка в регионе и так очень сложная. Нестабильность постоянно поддерживают захватившие власть в Афганистане талибы*, от которых можно ждать чего угодно, в том числе попыток расширить зону своего влияния на соседние государства.

«Провокаций стоит опасаться даже не от самих участников конфликта, а например, от третьей стороны — радикальных исламистов и афганских боевиков. Террористы давно и небезуспешно пытаются расширить своё влияние в Центральной Азии. К сожалению, любая нестабильность способствует росту террористической угрозы, поэтому в наше неспокойное время нужно заниматься не взаимными ссорами, а крепить общую оборону», — объясняет эксперт по региону Средней Азии Никита Мендкович.

Поэтому вооружённые столкновения внутри блока ОДКБ допускать крайне нежелательно, причём это должны понимать и власти Кыргызстана и Таджикистана, где о террористической угрозе знают не понаслышке. Но взвешенные решения в обстановке, когда любое неверное движение военного или местного жителя приводит к вспышке насилия, весьма проблематично. К чисто экономическим разногласиям примешивается и фактор этнической неприязни, и власти вынуждены вмешиваться даже в местечковые конфликты между жителями соседних посёлков по принципу «своих в обиду не дадим». Армии у обеих сторон достаточно слабые, хотя, как отмечает военный эксперт Константин Сивков, кыргызский боевой потенциал втрое превосходит силы Таджикистана. Поэтому нанести существенный урон друг другу они вполне могут, а вот эффективно противостоять тем же талибам* без посторонней помощи – вряд ли. И здесь кроется вторая причина, по которой Москве необходимо сглаживать противоречия своих горе-союзников. В обеих республиках дислоцированы российские воинские подразделения, и в случае полномасштабной войны, которая может разгореться из малейшей искры, России придётся делать нелёгкий выбор: либо вмешаться на стороне одного из противников и надолго, если не навсегда, потерять расположение второй стороны, либо пытаться срочно организовать переговорный процесс, что не всегда возможно, когда пушки уже заглушили голоса дипломатов. Наконец, можно попробовать вообще остаться над схваткой и привлечь к решению проблему других международных посредников, например, остальных членов Шанхайской организации сотрудничества, Казахстан, Китай и т.д. Но это подорвало бы авторитет России как безоговорочного лидера ОДКБ, поддерживающего мир на этой части постсоветского пространства.

В-третьих, России с геополитической точки зрения важно доказать, что у неё тоже есть некий коллектив ближайших союзников, на которых можно опереться в международных дискуссиях о будущем мироустройстве. С чисто военной точки зрения, конечно, подмога от Кыргызстана или Таджикистана никакой роли не сыграет, а вот в плане престижа центральноазиатские баталии отражаются на России крайне негативно. Можно ли представить, чтобы в блоке НАТО, допустим, Франция и Германия устраивали стрельбу на приграничных территориях? Или США и Канада… А в блоке, ведомом Россией, такое происходит.

Политолог Аркадий Дубнов также подчёркивает, что всё дело в проведённом при СССР необдуманном разграничении республиканских территорий. «Спорное разделение в Средней Азии в большевистские времена было проведено при понимании, что эти границы условны, а совместное пользование территориями и ресурсами, в общем, было вполне повсеместно и всех устраивало. Сложные энергетические сооружения, водохранилища, каналы строились более богатой республикой на территории менее богатой, а управление было совместным. Сейчас разделение советских времен между советскими республиками кровавым образом отражается на суверенном существовании осколков империи», — констатирует Дубнов.

У Москвы достаточно рычагов влияния на обе стороны, как политических, так и экономических. Значительную часть доходов кыргызского и таджикского населения, к примеру, составляют денежные поступления от трудовых мигрантов, работающих в России. Поэтому, как сейчас представляется, в общих интересах было бы надавить на Бишкек и Душанбе, чтобы путём взаимных уступок была наконец проведена демаркация оставшейся части границы. На этом длящийся много десятилетий конфликт мог бы и закончиться. Но каких-то активных действий на этом направлении с российской стороны пока не заметно. Возможно, в Кремле не считают вопрос настолько важным, чтобы употреблять на его решение своё политическое влияние. Пока не будут урегулированы внутренние противоречия, о прочности и нерушимости даже такого небольшого пророссийского блока, как ОДКБ, говорить, увы, не приходится.

*— талибы, «Талибан» — террористическая организация, запрещенная на территории России.

Алексей Черников
Теги: Таджикистан, Кыргызстан, споры, ОДКБ