Удастся ли остановить часы Судного дня?
20 сентября 2017 19:09:27
Казахстан предложил провести в Астане саммит ядерных держав.
Казахстан предлагает провести в Астане саммит по ядерной безопасности, сообщил министр иностранных дел республики Кайрат Абдрахманов в ходе встречи в Нью-Йорке с председателем Генассамблеи ООН Мирославом Лайчаком.
В наши дни человечество действительно, вплотную приблизилось к пропасти ядерной войны. Конфликт вокруг Северной Кореи, споры из-за иранской ядерной программы, усиливающаяся конфронтация между Россией и США (обладающими 90% мирового атомного потенциала) — все это говорит о том, что проблему откладывать в дальний ящик уже некуда. Пока все мы не оказались в этом самом ящике.
«Речь, в частности, идет о созыве саммита стран-обладателей ядерного оружия, объединении усилий всех государств, входящих в действующие региональные безъядерные зоны. Как подчеркнул министр, Казахстан готов инициировать процесс обновления глобального саммита по ядерной безопасности и провести его заседание в Астане», — отмечается в пресс-релизе.
Ранее в ходе церемонии открытия банка низкообогащенного урана (НОУ) МАГАТЭ Назарбаев выступил с предложением провести легализацию статуса всех де-факто ядерных государств и созвать саммит стран, обладающих ядерным оружием, чтобы совместно обсудить вопросы решения этой глобальной проблемы.
Не так давно журнал Чикагского университета по вопросам ядерной безопасности «Бюллетень учёных-атомщиков» перевёл часы, показывающие приближение ядерного апокалипсиса, ближе к полуночи (полночь символизирует начало ядерного конфликта). Сегодняшнюю ситуацию «Бюллетень» считает даже более опасной, чем карибский кризис. И не случайно.
Новая «холодная война» между Россией и США идёт сразу на трёх фронтах: в Сирии; в небе над Балтикой и у западных границ России, куда подтянулись войска НАТО; и на Украине.
Напомним, часы Судного дня (англ. Doomsday Clock) — проект журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков», начатый в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы. Периодически на обложке журнала публикуется изображение часов, показывающих без нескольких минут полночь. Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряжённость международной обстановки и прогресс в развитии ядерного вооружения. Сама полночь символизирует момент ядерного катаклизма. Решение о переводе стрелок принимает совет директоров журнала при помощи приглашённых экспертов, среди которых, в частности, 18 лауреатов Нобелевской премии.
Ядерное оружие впервые со времен бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и советско-американского глобального противостояния ставит перед человечество перед очевидным фактом: рано или поздно конфликт все же грянет. Если не предпринимать усилий для его предотвращения. Основная болевая точка на данный момент — КНДР, которая заявила о создании ядерного оружия еще в середине 2005 года и провела первое подземное испытание ядерной бомбы предположительной мощностью около 1 килотонны 9 октября 2006 года.
Корейский режим обладает теперь уже и технологией термоядерного оружия.
3 сентября 2017 года проведены испытания, как заявлено, заряда для МБР, зарегистрированная мощность взрыва составила около 100 килотонн.
Вторая зона напряженности — Иран. Несмотря на официальный отказ Тегерана от развития ядерной программы в обмен на отмену санкций, Израиль продолжает настаивать на продолжении секретных разработок этой страной.
Понять обеспокоенность еврейского государства довольно просто, учитывая, что еще не так давно «режим аятолл» грозился «стереть Израиль с карты».
Значительные расхождения возникли между Россией и США, поставив под угрозу один из столпов ядерной безопасности в Европе — договор о ракетах средней и малой дальности, в нарушении которого обе страны друг друга сейчас обвиняют. Не урегулированы проблемы вокруг Договора о противоракетной обороне.
Не далее, как сегодня мне доводилось говорить с членом Российской академии наук, директором Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексеем Арбатовым.
По его мнению, «ядерное оружие, это фактор сдерживания через угрозу уничтожения». Возможно так было, когда ядерным оружием обладала лишь кучка государств, которые могли договориться друг с другом. Однако сейчас, когда ядерное оружие расползается по планете подобно раковой опухоли, а атомная бомба вполне может оказаться в руках невменяемых маньяков, из фактора сдерживания ядерное оружие превратилась в фактор дестабилизации и хаоса. Последствия которых даже невозможно просчитать. Если можно еще рассчитывать на определенную вменяемость лидеров сверхдержав, то как этого можно ожидать, например от северокорейского режима, пускающего ракеты через Японию и пообещавшего нанести ядерный удар по Гуаму? Из той же оперу и скандальное заявление Ахмадинежада о намерении «стереть Израиль с карты».
Буквально летом человечество с тревогой наблюдала за обострением конфликта между двумя ядерными державами — Китаем и Индией из-за Тибета.
Если сбоя компьютера и начала глобального ядерного конфликта, как об этом предупреждает Илон Маск, можно ожидать лишь скорее в рамках фантастического сценария, то нет никакой гарантии, что региональные державы пустят его в ход. Если по их мнению возникнет «крайняя необходимость».
Выпустить ядерного джинна из бутылки могут и «старые» ядерные державы. Во время доклада министра обороны РФ Сергея Шойгу об успешных ударах крылатыми ракетами «Гранит» по ИГИЛ (террористическая организация – запрещена в России) в Сирии президент РФ Владимир Путин как бы ненароком добавил, что они «могут оснащаться не только обычными, но и ядерными боеголовками». Во всем мире это было расценено как возможность применения ядерного оружия против террористов.
Пример здравомыслия остальным странам только находящимся на пути к созданию атомного потенциала должны показать те, кто уже обладает этим смертоносным оружием. В том числе, будем надеяться и в рамках анти-ядерной встречи в Казахстане. Пространство для сотрудничества между ядерными гигантами — США и Россией остается даже несмотря на усиливающуюся конфронтацию.
«Путин и Трамп вполне могут пойти на размораживание взаимодействия в сфере ядерной безопасности. Возможно возобновление деятельности рабочих групп и двухсторонней президентской комиссии, включая группы, отвечавшие за сотрудничество в области борьбы с терроризмом, ядерного сотрудничества и контактов между военными. Всё это может создать условия для обсуждения более трудных вопросов, таких как контроль над вооружениями, договор о противоракетной обороне (ПРО) и РСМД», — сказал «Гражданским силам.ру» директор проекта Russia Matters Белферовского центра Гарвардского университета Симон Сараджян.
Договариваться странам ядерного клуба надо, чтобы не доводить дело до очередного карибского кризиса. Компьютерное моделирование показывает, что даже небольшая ядерная война, когда каждая воюющая сторона использует около 50 зарядов (примерно 0,3 % от текущего мирового арсенала), каждый из которых по мощности равен бомбе, взорванной над Хиросимой, то это, даст беспрецедентный климатический эффект, сравнимый с малым ледниковым периодом.
Согласно подсчётам американских учёных Оуэна Туна и Ричарда обмен ядерными ударами между Россией и США с использованием 4400 зарядов мощностью не более 100 килотонн каждый привёл бы к выбросу 150 мегатонн сажи, тогда как используемая модель расчёта показывает, что уже 75 мегатонн сажи в стратосфере приведут к 25-процентному сокращению осадков и падению температуры ниже значений плейстоценового ледникового периода. Подобная картина «ядерной зимы» сохранялась бы десятилетиями, что привело бы к катастрофическим последствиям для жизни людей и среды их обитания. И это не говоря уже о миллионах погибших и сопутствующем радиационном заражении планеты.
Сергей Путилов