Выгодно ли России участие в ШОС и расширение организации в условиях противостояния с Западом?

Выгодно ли России участие в ШОС и расширение организации в условиях противостояния с Западом? Фото © «Гражданские силы.ру»

15 сентября 2022 15:34:00

2713

Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), проходящий в эти дни в Самарканде, стал значимой вехой на пути расширения организации. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявлял, что в ходе встречи будут озвучены решения о принятии в ШОС новых членов

Ближе всего к полноправному членству находятся Иран и Беларусь, а интерес к деятельности организации проявляет также ряд арабских стран, включая Катар, Саудовскую Аравию и др. Сейчас в объединении состоят Китай, Индия, Пакистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Россия. В связи с кардинальным расширением ШОС возникает вопрос, насколько выгодно это расширение для РФ и как членство в ШОС влияет на Россию в условиях экономического и военно-политического противостояния с Западом.

Постоянный представитель России при секретариате ШОС Наталья Степкина сказала журналистам, что в связи со сложностями в отношениях с западными странами интерес РФ к участию в деятельности ШОС сохраняется, а сама организация вносит свой весомый вклад в строительство справедливого многополярного мира. ШОС основана в 2001 году и имеет подчёркнуто невоенный характер. В рамках организации страны сотрудничают в сфере экономики, борьбы с терроризмом, антинаркотической политики и информационной безопасности. Степкина отмечала, что сравнение ШОС и НАТО, порой возникающее в прессе и публикациях некоторых аналитиков, некорректно, поскольку организация не является военным блоком и не направлена против других стран. Здесь стоит добавить, что и защищать территорию одного из членов в случае нападения, как это принято в классических военных альянсах, участники ШОС не обязаны. При текущем составе членов какое-либо военное соглашение представляется в принципе маловероятным, поскольку между Таджикистаном и Кыргызстаном, Китаем и Индией, Индией и Пакистаном существуют территориальные споры и серьёзные противоречия, в недавнем прошлом не раз приводившие к вооружённым столкновениям. Поэтому рассматривать ШОС как противовес НАТО или в принципе какую-то единую военно-политическую силу не имеет смысла, а Россия, соответственно, не может рассчитывать на военную или военно-техническую помощь организации в случае крупного вооружённого конфликта.

Однако в сфере экономики участие в ШОС представляет значительный интерес. Учитывая практически полное перекрытие европейского направления для транзита российских товаров и экспорта энергоносителей, особое значение для Москвы приобретает возможность перенаправить логистические цепочки и экспорт углеводородов на восток. Политолог Георгий Бовт уверен, что основное внимание на общих встречах лидеров государств-членов, наблюдателей и партнёров ШОС будет сосредоточено на обсуждении инфраструктурных проектов, среди которых строительство новых дорог и газопровода из РФ через Монголию в Китай.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Марианна Баконина также указывает, что полноправное членство Ирана в ШОС даст новый толчок развития транспортному коридору «север – юг», который планируется в качестве альтернативы Суэцкому каналу при доставки грузов из Индии и юго-восточной Азии в Европу через Иран и РФ.

Однако логика подсказывает, что в нынешней ситуации коридор может оборваться в России, так как через российскую территорию провозить большие объёмы грузов в страны ЕС вряд ли удастся из-за санкций. Впрочем, для самой России этот проект всё равно важен и выгоден, так как любые альтернативные транспортно-логистические каналы для отечественной экономики сейчас жизненно необходимы. Через них, к примеру, можно организовывать параллельный импорт многочисленных товаров, которые в РФ более официально не поставляются из-за ухода западных брендов. В перечень входит различная продукция от одежды и обуви до смартфонов и автозапчастей, которую невозможно импортозаместить.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович также отмечает, что на саммите в Самарканде может быть достигнут некоторый прогресс по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и упомянутого выше газопровода из РФ в Китай, известного также как «Сила Сибири 2». По словам Митраховича, любые хотя бы предварительные договорённости по этим проектам стали бы большим успехом для энергетической отрасли России.

Аналитики в целом отмечают, что деятельность ШОС всё больше смещается в область экономики, хотя на заре своего существования это был прежде всего форум по безопасности. Сегодня страны Азии нуждаются в ресурсах для повышения качества жизни населения, развития инфраструктуры и перехода к более современной, технологичной экономике. И менее крупные государство рассматривают сотрудничество с Китаем, Индией и Россией в качестве шанса получить такие ресурсы, а Москва, Пекин и Нью-Дели стремятся активизировать экономическое сотрудничество между собой и углубить торговую и транспортную интеграцию.

В то же время, по мнению экспертов, России от участия в ШОС не стоит ждать слишком многого.

Доктор экономических наук Алексей Зубец прямо заявляет, что расширение ШОС демонстрирует деление мира на западный и незападный. Но прямолинейная логика противопоставления двух систем, похожая на структуру мира времён холодной войны, здесь не сработает, хотя России, конечно, очень хотелось бы заполучить в лице Китая, Индии и других стран Азии экономических союзников, готовых прийти на помощь в санкционном противостоянии с Западом.

В то же время, у Индии и Китая, встроенных в глобальную экономику и находящихся во взаимозависимости с США и странами Европы, есть свои интересы. К примеру, динамично развивающейся индийской экономики нужны дешёвые энергоресурсы. В связи с этим, хотя Нью-Дели не собирается присоединяться к санкциям против России, из Индии поступали сигналы о готовности обсуждать введение потолка цен на российскую нефть, идею которого продвигают страны G7. Точно также Индия отказывается от контрактов на закупки российских вооружений, хотя многие десятилетия эта страна была постоянным клиентом российской оборонной промышленности. Теперь же она переходит на французскую и американскую военную технику.

Китай, в свою очередь, не оправдал надежды российских партнёров на сотрудничество в банковской сфере, оказавшейся под сильным санкционным прессингом Запада. Китайская платёжная система Union Pay, которую позиционировали как замену Visa и Mastercard, отказалась от сотрудничества с российскими банками, находящимися под западными ограничениями, из-за опасения попасть под вторичные санкции.

Эти примеры показывают, что некоторые члены ШОС рассматривают интеграционные объединения в Азии не как альтернативу, а лишь как дополнение международным институтам, ведомым западными странами.

Россия, конечно, получит определённую выгоду от участия в ШОС, поскольку у стран-участниц объединения экономическая политика более гибкая и адаптивная. Они не вводят прямых санкций и не готовы одномоментно разрывать сотрудничество по геополитическим причинам. В то же время сейчас многие страны Азии извлекают из текущей геополитической ситуации и её последствий выгоду для себя в виде российской нефти с дисконтом и одновременного сотрудничества с западными странами в технологической сфере.

Алексей Черников
Теги: ШОС, Россия, расширение