Новая Зеландия может вступить в AUKUS, но как это влияет на расстановку сил в регионе
22 декабря 2023 18:04:00
Все страны Тихого океана сегодня, как видится, встали перед сложным выбором: остаться нейтральными или стать союзниками одного из противоборствующих блоков под предводительством Китая или США
Вслед за Австралией, Папуа-Новой Гвинеей, Соломоновыми островами, Индонезией, Вьетнамом очередь дошла и до Новой Зеландии.
Новый премьер-министр Новой Зеландии Кристофер Люксон заявил в среду, что рассмотрит возможность присоединения к части оборонного пакта AUKUS о совместном использовании военных технологий в условиях «все более усложняющегося миропорядка».
Напомним, AUKUS — это оборонительный союз, созданный США и их союзниками в АТР. Целью блока является противодействие китайским вооружённым силам в регионе. Грубо говоря, AUKUS — это аналог НАТО в Тихом океане. Пока союз трёхсторонний, в него входят США, Австралия и Великобритания соответственно.
Люксон, посетивший Австралию во время своей первой официальной поездки за границу с тех пор, как он был приведен к присяге в качестве премьер-министра в прошлом месяце, заявил, что проект разработки и закупок оружия AUKUS между США, Великобританией и Австралией поможет обеспечить мир и стабильность в Тихом океане.
«Мы заинтересованы во взаимодействии с нашими союзниками в рамках AUKUS, а также в доступе к новым технологиям и в других возможностях, которые могут быть получены от участия в блоке Новой Зеландии», — сказал Люксон во время совместного пресс-брифинга со своим австралийским коллегой Энтони Альбанезе. Представители США заявили, что для Окленда открыта дверь для участия в AUKUS.
Но Люксон также подтвердил приверженность Новой Зеландии безъядерной политике, которая, по его словам, «не подлежит обсуждению». Новая Зеландия и США называют себя близкими стратегическими партнерами, хотя их союз был приостановлен в 1980-х годах, когда Новая Зеландия запретила американским военным кораблям, в том числе атомным, швартоваться в своих портах.
Тесные связи в сфере безопасности с Австралией, единственным официальным союзником Новой Зеландии в оборонной сфере, имеют «очень важное значение», поскольку страна сталкивается с нестабильностью в регионе, сказал Люксон. И Новая Зеландия, и Австралия будут «работать вместе, сотрудничая с нашими партнерами из островных стран Тихого океана», — добавил он.
Альбанезе в ответ на это отметил, что у него давние рабочие отношения с Люксоном, и Австралия продолжит расширять свои торгово-экономические связи с Новой Зеландией и работать вместе над решением общих проблем, включая изменение климата.
«У нас с Кристофером [премьер-министром Новой Зеландии] очень тесные отношения, потому что, возможно, мы являемся двумя единственными лидерами государств, которые увлекаются авиацией, поскольку мы начали дружить еще тогда, когда премьер-министр Люксон был главой Air New Zealand, а я был министром транспорта Австралии», — сказал премьер-министр Австралии.
По вопросам внешней политики и обороны в Новой Зеландии в основном существует двухпартийный консенсус, и нынешнее правительство следует по тому же пути, что и предыдущее лейбористское правительство, которое все больше беспокоилось о растущем влиянии Китая в Тихоокеанском регионе.
Ряд австралийских экспертов-политологов считает, что новое правительство в нынешних условиях станет уделять больше внимания своим традиционным партнерам, таким как члены группы по обмену разведданными Five Eyes, включая Австралию, Великобританию, Канаду и Соединенные Штаты.
Мир меняется на глазах. Особенно активно эти изменения ощутимы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который стал полем экономико-политического противостояния между США и КНР. В условиях всевозрастающей роли Тихого океана он перестает быть «тихим». И это заставляет многие государства, которые ранее проводили нейтральную политику, выбирать одну из сторон. Похожая ситуация происходила в Европе после окончания Второй мировой войны. Два полюса силы — США и СССР — стали перетягивать в орбиту своего влияния ранее нейтральные государства. Например, это произошло с Норвегией, которая была вынуждена войти в НАТО в начале холодной войны.
Вот и Новая Зеландия может пойти по её примеру, но история двух стран не совсем идентична. Во-первых, Новая Зеландия не находится так близко к своему предполагаемому агрессору, как Норвегия к СССР. В этом смысле проблема перед Оклендом не стоит так остро, как он стоял перед Осло в своё время. И мы видим, что пока Новая Зеландия не торопится с принятием решений и торгуется со своими союзниками. Это подтверждает тот факт, что пока островное государство стремится лишь получить доступ к военным технологиям.
Во-вторых, кажется, что Новая Зеландия хочет заключить союз не напрямую с США, а со своим соседом Австралией. Здесь свою роль играет долгая дружба между лидерами двух стран и не менее продолжительная история партнерства. Как видится, Канберра стремится стать относительно самостоятельным центром силы в регионе, не прерывая сотрудничество с Вашингтоном. Новая Зеландия не считает своим главным союзником США, больше упоминая именно Австралию в роли центрального партнёра.
Отметим, что премьер-министр Новой Зеландии посетил первой именно Австралию.
Есть и сходства. Новая Зеландия, как и Норвегия выступают против непосредственного присутствия ядерного оружия на их территории. И для Вашингтона это может стать проблемой в будущем. Придётся считаться с требованиями не совсем податливых партнёров.
Александр Щелоков