Сингапур и Малайзия пришли к соглашению, но есть одно «но»

Сингапур и Малайзия пришли к соглашению, но есть одно «но» freepik

12 января 2024 14:55:00

1325

В странах Юго-Восточной Азии назревает расширение интеграционных процессов, которые могут стать основой для последующих экономических объединений. АСЕАН становится важной платформой для формирования новых интеграций в этом регионе на манер ЕС, ЕАЭС, ЮСМКА. Экономический рост государств приводит к осознанной необходимости объединения в разные экономико-политические структуры, формирование которых всегда связано с объективными причинами, включающими географическое положение и тесные экономические

Малайзия и Сингапур договорились о создании и развитии специальной экономической зоны (СЭЗ) в малазийском штате Джохор на юге Малазийского полуострова, целью которого станет привлечение инвестиций и борьба с ограничениями на передвижение товаров и рабочей силы. Два государства были неразрывно связаны друг с другом, но почему к соглашению удалось прийти лишь сейчас?

Вообще остров Сингапур был частью Малайзии, но затем получил независимость и стал активно развиваться. Долгое время две страны пытались поделить территории, которые всегда были больной темой для такого маленького островного государства, как Сингапур.

Так Международный суд ООН в 2008 году после 28 лет долгих тяжб разрешил спор между Сингапуром и Малайзией относительно принадлежности необитаемого острова размером с футбольное поле, который имеет стратегическое значение. Суд признал право владения этим участком суши за Сингапуром, учитывая его долгосрочное пользование маяком на острове без возражений со стороны Малайзии.

В решении суда подчеркивается, что владение островом не дает Сингапуру права пересматривать границы территориальных вод. Спор начался в 1980 году, когда Малайзия вывесила карту, где остров был обозначен как часть ее территории.

Затем, уже в 2018 году, власти Сингапура пригрозили жесткими действиями в ответ на одностороннее изменение морских границ Малайзией и нарушения территориальных вод. Министр транспорта Сингапура тогда отметил, что, несмотря на агрессивные действия судов Малайзии, Сингапур пока еще не предпринимал никаких действий, но при необходимости будет защищать территориальную целостность и суверенитет.

Он также подчеркнул, что военно-морские силы и береговая охрана будут патрулировать границы и решительно действовать для защиты суверенитета, требуя от Малайзии соблюдения международного права и достигнутых двухсторонних договоренностей. Это нарушение суверенитета стало новым вызовом в отношениях между двумя странами.

Однако на фоне возрастающей конфликтности в регионе Юго-Восточной Азии два государства, как видится, сумели найти почву для диалога и прийти к важному соглашению.

Соседи будут работать над заключением полноценного пакта, направленного на сотрудничество в области возобновляемых источников энергии и упрощения процедур в сфере бизнеса и пограничного контроля, говорится в совместном заявлении.

«Эта зона открывает перед нами беспрецедентные возможности», — заявил министр экономики Малайзии Рафизи Рамли, добавив, что она увеличит трансграничный поток товаров и рабочей силы, будет способствовать кооперации предпринимателей и принесет пользу экономикам обеих государств.

Рафизи и министр торговли и промышленности Сингапура подписали соглашение на церемонии в Джохоре в присутствии лидеров обеих стран.

Но почему именно штат Джохора? Все довольно просто: тысячи малазийцев каждый день ездят оттуда на работу и в школу в небольшой, но богатый Сингапур.

К тому же, Сингапур стал вторым по величине иностранным инвестором в экономику Джохора с января по июнь 2022 года, и на его долю пришлось около 70% от общего объема прямых иностранных инвестиций в производство.

Ранее премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим и его коллега из Сингапура Ли Сянь Лунг приняли участие в мероприятии, посвященном завершению строительства 4-километрового участка железной дороги, которая соединит между собой столицу штата Джохор-Бару и Сингапур.

Эти работы, стоимость которых оценивается примерно в 10 миллиардов ринггитов (2,2 миллиарда долларов США) являются частью интеграционного проекта, целью которого является снижение загруженности на дорогах, которые соединяет две страны.

Без сомнения, создание СЭЗ благотворно повлияет на инвестиционный климат этого штата, а растущие экономические показатели могут стать причиной для дальнейшей интеграции, что в перспективе может вылиться не только в экономический союз с едиными границами, валютой и рынком, но и в военно-политический. Во всяком случае, деньги могут стать примиряющим фактором.

Но есть и опасения, что проект может заглохнуть в связи с возникновением новых территориальных споров между двумя странами. Тогда интеграция может застопориться на неопределенный срок. Таким образом, успех, достигнутый подписанным соглашением, пока очень хрупок. Нужно продолжать следить за политической обстановкой в регионе, которая пока остается нестабильной. Но этот шаг точно повлияет на укрепление двусторонних связей. Как видится, страны-участницы АСЕАН могут создать новый центр силы в АТР.

Александр Щелоков
Теги: Сингапур, Малайзия, СЭЗ