США и зеркало: американская статистика умерших от коронавируса оказалась в разы мрачнее российской
19 мая 2020 16:09:11
Соединенные Штаты, обвинившие Россию в занижении числа жертв COVID-19, сами не могут установить точное число умерших от вируса
Мы тут, в Америке, посчитали…
В ситуации с американскими СМИ, обвинившими Россию в занижении данных по смертности от коронавируса, почему-то сразу вспоминается строчка из басни Крылова «Зеркало и обезьяна»: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Официальный представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович обвинения американской прессы, к слову, сразу же опровергла. И этот момент является показательным, ибо ВОЗ в любви к России (как, впрочем, и к соседней с ней Беларуси) обвинить сложно. Надо полагать, если бы обвинения, прозвучавшие из-за океана, имели под собой сколь-нибудь серьезные основания, скрывать в ВОЗ эту информацию не стали бы. Как минимум.
Бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предположил, что уважаемые американские издания попросту решили «хайпануть». Однако заявления Мелиты Вуйнович, дополненного репликой Онищенко, Кремлю в столь серьезном вопросе, очевидно, показалось недостаточно, и Российский МИД потребовал от Financial Times (FT) и New York Times (NYT) опровержения материалов, в которых говорится о занижении российскими властями смертности от коронавируса.
В обращении МИД указывалось, что информация, опубликованная в упомянутых американских изданиях, официально опровергнута Департаментом здравоохранения Москвы и является недостоверной. В ведомстве Сергея Лаврова выразили удивление, что американские власти, весьма щепетильно относящиеся к фейк-ньюс, когда речь идет о внутренней повестке допускают дезинформацию о происходящем в других странах.
В New York Times российским «Ведомостям», в свою очередь, заявили, что не сомневаются в подлинности сведений, опубликованных в материале, поскольку подготавливали его на основе официальных данных и интервью с экспертами госинститутов.
Финалом истории, ну или ее крайней точкой, стала вчерашняя публикация в New York Times письма столичных властей, в котором речь идет о точности данных по смертности от COVID-19 в России. В документе, подписанном главой депздрава Москвы Алексеем Хрипуном, говорится, что выводы о смертности от коронавируса в России, сделанные журналистами NYT на основе сравнения смертности за апрель 2020 года с аналогичным периодом прошлых лет, некорректны, так как «одни лишь цифры не раскрывают причину смерти и в любом случае значительно варьируются», — приводит ТАСС выдержку из письма. Дав разъяснения по поводу цифр, на которые опирались авторы зарубежной публикации, Хрипун отметил, что смертность при распространении респираторных вирусных инфекций всегда повышается из-за осложнения фоновых заболеваний. Чиновник заявил, что статистика в других странах демонстрирует аналогичные показатели, но даже если бы все случаи смертности, превышающие показатели прошлых лет, были бы от коронавируса, число смертей было бы ниже, чем в Нью-Йорке и Лондоне.
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
На фоне статьи в New York Times о заниженной российской статистике по смертности от коронавируса весьма интересно выглядит фактура, изложенная в материале колумниста того же издания Николаса Кристофа в рубрике «OpinionColumnist». Материал называется America’s True Covid Toll Already Exceeds 100,000 («Истинное число погибших в Америке уже превышает 100 тысяч человек»).
Вот цитаты из текста: «Многие сторонники президента Трампа считают, что цифры смертности от коронавируса завышены, и сам Трамп поделился твитом, сомневаясь в точности некоторых цифр вируса.
Он прав, что число погибших, по-видимому, неверно, но не в том направлении, про которое они думают. Мы посчитали цифры, штат за штатом, и кажется, что где-то от 100 000 до 110 000 американцев уже умерли в результате пандемии, а не от 83 000, чьи смерти были связаны с болезнью Covid-19».
«В целом, за чуть более двух месяцев Соединенные Штаты потеряли больше американцев из-за коронавируса, чем за семь десятилетий в войнах в Корее, Вьетнаме, Персидском заливе, Афганистане и Ираке», — заключает автор.
Далее в тексте с графиками приводится оценка избыточной смертности, рассчитанная путем сравнения с показателями предыдущих лет, и отмечается очень важное обстоятельство: «Отправной точкой является то, что причина смерти часто неясна. Большинство людей, которые умирают, не получают вскрытия, и многие никогда не проходили тест на коронавирус. Точное число погибших от Covid-19 в некотором смысле неизвестно».
Смертельный вирус внес свой вклад…
Специалист по оценке степени различных угроз, начальник ситуационного центра ЦОДД Москвы Александр Евсин также высказался о российских показателях смертности от новой коронавирусной инфекции:
«Да-да, смертельный вирус, согласно официальной статистике, внёс свой кровавый вклад в размере ~0,7%. Пока от смертельно опасного вируса погибло ~2700 умерших, в это же время от «неопасных» причин незаметно для всех умерло примерно ~450 тыс. людей (это следует из статистических показателей смертности в России). Про этих умерших никто не рассказывал с надрывом по ТВ, ради них не дезинфицировали денно и нощно улицы, ради них не носили маски и перчатки, ради них даже не штрафовали и не сажали под арест в обсерватор. Вероятно, многим из них даже отказали в помощи, ведь все силы были брошены на борьбу со смертельным вирусом. Еще раз. Смертельный ковид убил ~0,7% от количества умерших. А всего от смертельно опасного ковида за почти 3 месяца умерло 0,0019% населения России. Вероятность 1/52000. Такой вот смертельно опасный вездесущий вирус».
Сергей Пименов