США модернизируют «Бородавочника» для противодействия российским танковым армадам

11 сентября 2019 11:08:46

2815

Соединенные Штаты проведут модернизацию «музейного» штурмовика A-10C Thunderbolt II, которая позволит до конца тридцатых годов эксплуатировать машину, производство которой было завершено еще в 1984 году

Самолет непосредственной поддержки войск на поле боя A-10C, получивший в армии прозвище Warthog –  «Бородавочник» за два навешенных сверху фюзеляжа больших круглых двигателя, был создан еще в семидесятые годы. Основной задачей бронированного «малыша» с огромной двухтонной пушкой GAU-8, занимающей половину самолета и размером с две легковушки, в то время было остановить победное шествие советских танковых колонн, прежде чем они достигнут Ла-Манша.

Перед тем как принять на вооружение истребитель «бронированных драконов», его испытали на настоящих советских танках Т-62, захваченных израильтянами у арабов в ходе Шестидневной войны и любезно предоставленных своим заокеанским союзникам. Результаты впечатлили военных – град бронебойных снарядов, выпущенных с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту с расстояния в полтора километра, уверенно превращал передовые по тем временам изделия советского танкостроения в груду металлолома.

Хотя повоевать с Советами А-10 не довелось, однако самолет оказался неизменным участником многочисленных войн, которые вели США после окончания «холодной войны», причем машина, казавшаяся устаревшей уже в девяностые годы, к удивлению военных показала себя превосходным бойцом. В ходе «Бури в пустыне» «бородавочники» разыскали в пустыне и сожгли больше саддамовских танков, чем более современные F-16 и даже специально создававшиеся для истребления бронетехники новейшие по тем временам вертолеты «Апач». На их счету более тысячи уничтоженных иракских танков и бронемашин. Досталось от штурмовика и сербам. Правда, один самолет был сбит югославами при помощи переносного зенитного комплекса. Затем «десятые» воевали в Афганистане, куда американцы вторглись в отместку за 11 сентября. Однако годы шли, в Конгрессе все настойчивее раздавались голоса о том, что содержать парк из 500 машин, построенных еще во времена пещерного антикоммунизма, становится слишком накладно. Любой военной технике отведен свой век. Однако над «Танерболтом», как видно, время не властно. В 2010 году среди американских политиков и военных возникло мнение, что данный аппарат необходим стране еще на ближайшие десятилетия, в том числе ради противодействия России в войнах будущего – эту точку зрения отстаивал, в частности, покойный сенатор Джон Маккейн. В итоге данная позиция победила, и деньги на сохранение и модернизацию самолета были выделены. В подобном мнении американцев, по всей видимости, лишь укрепило активное применение бронетехники в ходе российско-грузинской войны 2008 года, конфликта на Донбассе и в Сирии. К спасению ветерана подключился даже актер Чак Норрис, организовавший выпуск футболок с надписью «Save the A-10» (Сохраните А-10) на груди, а также заявивший журналистам: «Мне 75 лет, но я пока не собираюсь на свалку. Некоторые вещи с возрастом становятся только лучше, и «Бородавочник» — не исключение».

Теперь в дискуссиях о дальнейшей судьбе штурмовика поставлена жирная точка. Издание Aviationist сообщило о заключении контракта между Boeing и ВВС США на сумму 1 млрд долларов. Последний предусматривает изготовление новых крыльев для А-10. Издание отмечает, что в числе усовершенствований штурмовика также улучшенный шлем Scorpion с системой прицеливания Thales Visionix, в которой установлен новый датчик, позволяющий более точно отслеживать движения головы пилота. Еще одним крупным обновлением будет бомба малого диаметра GBU-39. В результате такой модернизации A-10 сможет нести по четыре бомбы в каждой подвеске, что превратит его в бомбардировщик, отмечает издание.

Сергей Путилов
Теги: A-10C Thunderbolt II, Бородавочник, Буря в пустыне