Эксперты: грядущий рост цен на продукты — следствие не только дорожающего бензина, но и разорительной политики правительства
18 декабря 2018 18:03:03
Рост цен на топливо чреват стремительным подорожанием продуктов. Ассоциации транспортно-логистических, производственных и торговых компаний предупредили премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о последствиях ужесточения условий покупки топлива корпоративными клиентами — транспортными компаниями.
После заморозки розничных и мелкооптовых цен на топливо нефтяные компании взялись за корпоративных клиентов и повышают стоимость отпуска топлива им. Это может обернуться ценовым скачком на товары и услуги, которые перевозятся транспортными компаниями, пишет «Коммерсантъ».
Письмо премьер-министру подписано Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), «Руспродсоюзом». Из-за ужесточения условий продажи топлива корпоративным клиентам цена транспортных услуг может вырасти на 10%, что неминуемо отразится и на стоимости товаров и услуг.
Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты отмечают, что сам по себе рост цен на бензин, возможно, не привел бы к лавинообразном росту продовольственного чека для на селения. Однако, на фоне разгона бензиновых тарифов правительство одновременно продолжает ужесточать фискальную политику в отношении населения, в то время, как условия работы для бизнеса становятся все труднее. Сочетание этих неблагоприятных факторов вполне в состоянии дать крайне неприятный для потребителей кумулятивный эффект.
«Причин грядущего подорожания продуктов питания множество, и рост цен на топливо лишь одна из них. Вырастает в целом налоговая нагрузка на производителей и реализаторов, вводятся новые акцизы, тот же самый НДС, который подняли на 2%, так или иначе «ляжет» в цену абсолютно всех товаров и услуг в стране. Растут процентные ставки по кредитам, что делает заемные деньги для бизнеса более дорогими — а это также отражается на стоимости продуктов. Ну и, конечно, расходы на топливо. В цене продуктов питания логистическая составляющая занимает от 10 до 25% (в зависимости и вида продукции). Так что если цены на бензин вырастут хотя бы на 10-15%, то стоимость продукта увеличится как минимум на несколько процентов. И если по товарам длительного пользования и непищевой продукции эта проблема не столь заметна, то в скоропортящихся продуктах, которые приходится доставлять в магазины с фабрик и складов ежедневно, доля расходов на топливо весьма значительная. Поэтому опасения ритейлеров и логистов вполне обоснованы. Другое дело, что только из-за топлива существенно цены вырасти не смогут. А вот в комплексе с иными, не менее весомыми причинами, темпы инфляции в следующем году могут оказаться весьма существенными», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
«Это вполне логичный вариант развития событий — раз нельзя переложить финансовую нагрузку на плечи потребителя, можно делать это через «посредника» — ритейл. В конечном счете все равно заплатят рядовые россияне, как ни крути. Подорожание продуктов питания в новом году однозначно случится, вопрос в величине. Учитывая, что вырастет НДС+акциз на упаковку+ маркировка ряда продуктов, рост тарифов на услуги естественных монополий + топливо, получается как раз примерно 10-12%», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«Транспортная составляющая стоимости продуктов питания присутствует всегда. И рост стоимости топлива для транспортных компаний, занимающихся логистическим обеспечением оптовых и розничных компаний сегмента продовольственных товаров, неизбежно приведет к росту цен. И чем длиннее логистические цепочки, тем более существенно этот фактор влияет на стоимость всего ассортимента продуктов на прилавках супермаркетов и магазинов возле дома. Угроза роста на 10 % может быть и преувеличена, но удорожание от 3 до 7% — вполне реальна. И здесь можно полностью согласиться с экспертами в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), «Руспродсоюза», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик Института Трейдинга и Инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.
Сергей Путилов