Эксперты не верят в способность правительства удержать цены на бензин
31 октября 2018 18:47:15
Правительство РФ разработало пакет соглашений с нефтяниками для стабилизации цен на топливо, который планируется подписать на встрече с бизнесом в среду вечером.
Об этом сообщил курирующий ТЭК вице-премьер РФ Дмитрий Козак на заседании правительства, передает «Коммерсант».
Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты смотрят на перспективы соглашения скептически, особенно учитывая новые правила регулирования топливного рынка, которые вступят в силу с нового года. Складывается впечатление, что корабль российской стабильности, который власти пытаются отчаянно удержать на плаву, вопреки санкциям и сложной ситуации в экономике, рискует повторить судьбу авианосца «Адмирал Кузнецов», получившего пробоину при спуске на воду.
По словам Козака, если соглашения будут подписаны, то прибегать к крайней мере — заградительной пошлине — правительство не будет.
«В случае, если будет отказ, то придется пойти на эти крайние меры, чтобы отрегулировать внутренний рынок», — отметил вице-премьер.
О возможности введения заградительных пошлин вчера заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Произойдет это в случае, если сегодня не удастся договориться с нефтекомпаниями о стабилизации цен на бензин. 29 октября премьер признал, что цены на топливо продолжают стремительно расти. «Роснефть» обвинила в росте цен на бензин независимые АЗС.
Топливо резко подскочило в цене весной. В апреле розничная цена на бензин превысила 40 рублей, а к началу июня — уже 43 рубля. Правительство решило снизить акцизы на бензин и дизтопливо, а также договорилось с производителями о фиксировании цены на уровне 30 мая. Тем не менее, по данным Росстата, в сентябре цены на бензин увеличились на 10% по сравнению с августом.
«Ожидание роста цен с нового года из-за увеличения в 1,4 раза ставок акциза на моторные топлива, конечно, беспокоят общественность. По сути, рост ставок добавляет порядка 6-8% к текущим ценам. Возвратный акциз, на который ссылается правительство, не компенсирует увеличения этих ставок, он скорее предназначен сглаживать эффект снижения экспортных пошлин. Правительство поставило себя в сложное положение. Оно в любом случае окажется крайним. И в случае роста цен, хотя оно и пытается переложить вину на нефтяные компании. И в случае отказа от роста ставок акцизов, это позволит сдержать цены, но создаст сложности с наполнением дорожных фондов. Ведь эти деньги уже учтены и распланированы. Вряд ли президент вновь вмешается и примет удар на себя, как это было с изменениями в пенсионной системе. В его стиле до последнего оставаться «над схваткой» в роли конечного арбитра», — сказал в интервью сетевому изданию «Гражданские силы.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
«Бензин сейчас дорожает в силу объективных факторов. Во-первых, это отложенная реакция на повышение оптовых цен на топливо, которое наблюдалось ранее. Во-вторых, бизнес явно готовится к непростым с потребительской, точки зрения временам, и хочет поднять цены до того, как начнет дорожать все без исключения после того, как власти поднимут НДС. Загонять нефтяников в рамки обязательных продаж и запрещать экспорт нефтепродуктов — бессмысленное, с моей точки зрения, занятие, это вынудить компании сокращать производство. Цены будут расти все равно, потому что тогда причиной будет дефицит предложения топлива. Напомню, что в розничной цене литра до 2/3 составляют акцизы и сборы, собственная цена нефти тут не превышает 10%», — отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
С ростом цен на бензин будет увеличиваться напряженность, царящая в социально-политической сфере, с лета. В последнее время социологи отмечают запрос на перемены среди подавляющего большинства российский граждан.
Сергей Путилов