Эксперты предрекли российскому авторынку очередное падение

https://tass.ru

06 февраля 2020 12:54:45

12105

В нынешнем году снижение рынка легковых авто в РФ может достичь 10%. При этом подорожание автомобилей будет идти с опережением инфляции. Об этом заявил председатель правления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович, которого цитирует РБК

Основные риски обусловлены сообщениями о предстоящем росте утилизационного сбора. Напомним, в конце прошлого года тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил указ об индексации ставок утильсбора с 1 января этого года. Для машин с двигателем до 1 л ставка возросла на 46,1%, для автомобилей с движком до 3,5 л подскочила на 145%. В соответствии с указом утильсбор для авто с мотором от 1 до 2 л подрастет на 112%. Для грузовиков (массой от 12 до 20 т) ставка увеличится на 18,6%. В результате следует ждать большего прироста цен на машины по сравнению с предыдущими годами.

Согласно оценке «Авилона» в прошлом году цены на легковушки повысились в интервале до 6%. При этом в «Автостате» отмечают, что только за первый  месяц 2020 года машины успели подорожать на 2-3%. 

В нынешнем году утильсбор отразится и на ценниках локальных производителей по причине новых правил его компенсации: отныне размер утилизационного сбора будет привязан к уровню локализации. Кроме этого маховик роста цен на авто ранее уже заметно подстегнуло увеличение до 20% НДС. Эксперты единодушны в том, что передвижение вверх ставки утильсбора повлечет рост цен на машины, что негативно повлияет на продажи и экономику в целом.

По оценке «Коммерсанта», некоторые бренды могут стать вовсе нерентабельными, по причине чего могут закрыться от двухсот до трехсот дилерских центров, что будет означать сокращение до тысяч работников и приведет к уменьшению налоговых выплат в казну. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по результатам 2019 года составили 1 759 532 единицы, спад относительно 2018 года составил 2,3%.

«Наш прогноз по рынку на 2020 год — сокращение продаж новых автомобилей на 4-5%. При позитивном сценарии и активной поддержке государства возможно замедление падения до -2,5%, но положительных тенденций по итогам года ждать не стоит. Рынок автомобилей с пробегом останется примерно на том же уровне, поскольку сейчас нет предпосылок для его динамичного развития, автопарк стареет и дорожает. Государство сейчас делает ставки на развитие кредитования, однако население уже достаточно закредитовано и объем рынка финансовых услуг в авторитейле, вероятно, будет сокращаться. На фоне повышения утилизационного сбора и роста цен на новые автомобили рынку требуется масштабная господдержка. Правительство делает акцент на поддержку социально незащищенных слоев на селения, выделяя дополнительные субсидии и дотации, но это не повлияет на динамику авторынка, поскольку это не наша аудитория», — рассказал «Гражданским силам.ру» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

«Действительно, цены на автомобили уже выросли в 2020 году, это отмечает статистика. Так, согласно данным Росстата, средняя потребительская цена нового легкового автомобиля иностранной марки в период с 9 по 27 января выросла почти на 0,5% (с 1 003 175,95  до 1 008 137,61 руб.). Довольно заметная инфляция менее чем за месяц. Для новых отечественных авто динамика еще более выраженная: + 0,61% за аналогичный период. Цены выросли с 575 500,14 руб. до 579 004,3 руб. за автомобиль. Тем не менее, не стоит торопиться с общими выводами. В январе большое влияние имели внешние факторы, в том числе ситуация с коронавирусом. Необходимо проанализировать продажами хотя бы за первый квартал, чтобы более обоснованно говорить о направлении движения рынка в 2020 году. На сегодняшний день есть два сценария развития. Негативный прогноз заключается в том, что продажи могут упасть ещё на 3–5% по сравнению с 2019 годом. Позитивный предполагает роста на уровне 1–3% больше. Полагаю, значительное сокращение автомобильного рынка на фоне роста цен маловероятно. Во-первых, потому, что это не первое и не последнее повышение цен на автомобили и раньше рынок переносил их относительно спокойно. Во-вторых, объёмы продаж зависят от уровня доходов потребителей, а здесь, учитывая декларируемые цели и задачи нового правительства, как минимум, не стоит ждать ухудшения. В-третьих, продажи автомобилей сильно зависят от доступности заёмных средств, наличия мер поддержки потребителей со стороны государства, а ставка остается низкой и может еще снизиться, что способствует относительно комфортному привлечению населением кредитных средств на покупку автомобилей», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.

Сергей Путилов
Теги: Авторынок, падение, утилизационный сбор