Эксперты: увеличение доли расходов на питание в семейных бюджетах свидетельствует об обеднении населения

https://basetop.ru

15 мая 2020 15:25:46

2070

Две трети россиян тратят больше половины бюджета на еду, и даже окончание пандемии не улучшит эту ситуацию. Траты на продовольствие около 70% россиян изымают более половины из их бюджета, свидетельствует исследование сервиса Работа.ру и ИТ-компании «Эвотор», которые выяснили уровень затрат жителей России на питание в период ограничений из-за пандемии

Об этом сообщает «ПРАЙМ».

71% граждан РФ расходуют на еду более 50% своего дохода. 30% опрошенных отметили, что тратят на еду не менее половины своего дохода. До 1/5 заработка расходуют 17% респондентов, а 28% тратят на еду практически весь доход, говорится в исследовании.

В денежном выражении среднестатистический житель России расходует на еду около 32 тысяч рублей. Пандемия способствовала увеличению трат на питание, особенно в начальный период введения режима самоизоляции. Это вполне объяснимо: люди готовились к худшему сценарию и стремились закупаться впрок.

По информации IT-компании «Эвотор», в апреле 2020 года средний чек покупки продуктов вырос по сравнению с апрелем 2019 года, при этом россияне стали реже ходить за продуктами в несетевые супер- и минимаркеты у дома. При этом средний чек специализированных продуктовых лавок (овощных, мясных) вырос на 13%, до 498 рублей, и само количество покупок в них увеличилось на 4%.

Почему в семейном бюджете россиян расходы на еду занимают такую большую долю по сравнению с жителями развитых стран? В пандемию, судя по всему, расходы граждан на алкоголь и продукты еще выросли. Чего ждать после окончания пандемии, как новые экономические реалии отразятся на экономическом благополучии населения, будут ли россияне экономить на еде или продолжат наращивать расходы?

«Собственно, и до пандемии коронавируса ситуация выглядела немногим лучше – основная статья повседневных расходов россиян была связанна именно с пропитанием. У нас значительно более низкий уровень доходов, чем в развитых странах, при этом расходы на прочие неотложные нужды, такие как оплата ЖКХ, транспорта, медикаментов, были весьма высоки. В итоге подавляющее большинство отечественных домохозяйств львиную долю своих доходов тратило именно на покупку продуктов питания. Это жизненно необходимая статья расходов, без которой попросту не обойтись. Расходы на медицину и ЖКУ, хоть и не менее важны, занимают все же следующее место после расходов на пропитание. Сейчас, когда значительная часть наших сограждан лишилась работы, люди потеряли в зарплате или вынуждены сидеть дома на самоизоляции, доля расходов на продукты питания только выросла. Так как реальные располагаемые доходы россиян падают, весомой помощи от государства население не получает, а выживать как-то надо. После того, как карантинные меры будут сняты, существенного улучшения быстро не наступит. Рынок труда находится в крайне тяжелом состоянии. Отечественный малый и средний бизнес или полностью уничтожен, или еле дышит. Основная часть предприятий или уже перестали вести хозяйственную деятельность, или обанкротятся сразу после завершения карантина, или будут поглощены более крупными и успешными участниками рынка. Нет сомнений и в том, что тем предприятиям, которые выживут, придется сокращать штат или урезать сотрудникам заработную плату. На этом фоне доходы россиян еще какое-то время будут продолжать снижаться. Улучшение может наступить лишь через несколько месяцев, а то и кварталов. По сути, лишь тогда, когда российский малый и средний бизнес пройдут этап полного перезапуска. Так что, как это ни печально звучит, россиянам еще долгое время придется потуже затягивать пояса, так как те меры поддержки, которые оказываются государством, не способны радикально переломить ситуацию», — сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

«В нашей стране и раньше наблюдался серьезный перекос расходов в сторону продуктов питания. В кризисное время это видно ярче, поскольку в доходах россияне стеснены. Возможностей зарабатывать больше и в доковидное время было немного, сейчас их нет совсем. Это вынуждает людей отказываться от покупок наименований непродовольствненого сегмента и сосредоточиться именно на повседневном, например еде. При этом, если посмотреть на размер среднего чека в продуктовом магазине, отлично видно снижение показателя. Это значит, что люди, желая сохранить количество наименований в своей корзине, делают выбор в пользу более дешевого продукта. Это очень яркий сигнал о том, что потребитель становится все беднее. После пандемии на ближайшие года полтора-два проблемы с платежеспособностью россиян останутся такими же яркими и явными, поскольку экономика пока только погружается в кризис. Следующий шаг — экономия на продуктах», — поделилась свои мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Сергей Путилов
Теги: доходы, расходы, питание, пропитание