Финансист Елена Аверичева назвала коррупционные риски в сфере госзакупок

17 октября 2025 20:01:00
Задача финансиста — построить финансовую модель и показать владельцу бизнеса, какие реальные потери и риски несёт участие в коррупционном сговоре
В Общественной палате РФ 17 октября состоялся круглый стол на тему «Сбережение управленческих кадров и инновационные подходы к снижению коррупции», организованном Комиссией по безопасности и взаимодействию с ОНК при Общественной палате РФ, «Московской медиагруппой», консалтинговой компанией и онлайн-школой FAUDIX.
На мероприятии обсуждалась роль компетентных финансистов в противодействии коррупции.
Помимо налаживания финансового и управленческого учёта, финансист может взять на себя и просветительскую функцию, доказать руководителю, что любые схемы ухода от налогов или коррупционные проявления губительны для бизнеса и в итоге приведут не к дополнительной прибыли, скрытой от государства, а к лишним издержкам и негативным юридическим последствиям. «Обеление» бизнеса, напротив, оказывается более выгодным в долгосрочной перспективе и не оставляет пространства для коррупции.
О том, как финансист может минимизировать риски при взаимодействии с неблагонадёжными контрагентами, изданию «Гражданские силы.ру» рассказала владелец консалтингового агентства Finaverix Елена Аверичева.
— Елена, с какими рисками сталкиваются предприниматели при работе с контрагентами, потенциально вовлечёнными в коррупционные схемы?
— Нужно понимать, что нередко сами компании осознанно идут на подобные схемы. Задача финансиста — построить финансовую модель и показать владельцу бизнеса, какие реальные потери и риски несёт участие в коррупционном сговоре. И наоборот — какие выгоды, устойчивость и прибыльность может дать законопослушное ведение бизнеса.
— Какие коррупционные риски наиболее характерны для сферы госзакупок?
— Один из самых опасных — это поставка иностранного оборудования под видом российского, особенно в рамках гособоронзаказа. Например, компания может быть добросовестной, но кто-то из её поставщиков без уведомления подменил комплектующие на импортные. Это может вскрыться при проверке Минобороны и повлечь серьёзные последствия, ведь использование иностранных деталей влияет на качество конечной продукции.
Ещё один риск — искусственное завышение стоимости товаров и услуг. В рамках госзакупок государство ограничивает уровень наценки, но желание заработать приводит некоторых подрядчиков к незаконным схемам, включая «бумажный» НДС. Финансист в таких случаях должен выявлять подобные риски или, как минимум, фиксировать всё необходимое, чтобы доказать, что компания не участвовала в нарушениях и не знала о них.
— Какие признаки могут указывать на неблагонадёжность контрагента?
— В первую очередь стоит обратить внимание на налоговую нагрузку. Если юридическое лицо платит менее 5% налогов, это сигнал о возможных схемах оптимизации. Также настораживают:
включение компании в Реестр недобросовестных поставщиков,
отсутствие производственных мощностей и основных средств и крайне малочисленный персонал.
Все эти признаки должны вызвать дополнительную проверку.
— Можно ли полностью обезопасить бизнес от подобных рисков?
— Полностью исключить их невозможно. Поэтому я рекомендую своим клиентам включать в договор положения, снимающие с компании ответственность за возможные нарушения со стороны третьих лиц. Это юридически защитит бизнес, если проблемы возникнут не по его вине.
— Может ли финансист реально минимизировать ущерб от таких ситуаций?
— Безусловно. Компетентный финансист — это не просто человек, который считает деньги. Он должен разбираться в законодательстве, понимать бизнес-процессы, уметь оценивать последствия управленческих решений. Такой специалист сопровождает договоры, проводит анализ контрагентов, обеспечивает финансовую устойчивость компании и готовит её к исполнению обязательств, в том числе по госзаказу.
В крупных организациях у финансиста есть поддержка службы безопасности, юристов и бухгалтерии — и он может инициировать проверку контрагентов силами других подразделений. В малом бизнесе все эти функции зачастую ложатся на него одного. Поэтому финансисту приходится разбираться не только в финансах, но и в юридических, налоговых и даже вопросах безопасности.
— Получается, освоить эту профессию действительно непросто?
— Да, профессия финансиста требует системного мышления и широких знаний. Но именно это делает её по-настоящему интересной и востребованной. Хороший финансист — это не просто аналитик, а стратег, который помогает бизнесу работать честно, эффективно и с минимальными рисками.
Ранее профессор Юрий Трунцевский рассказал об эффективных решениях проблемы коррупции.