Песков и Сечин поспорили об иностранном контроле над российской экономикой
07 июня 2019 12:41:46
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков возразил на слова главы «Роснефти» Игоря Сечина о том, что США с помощью санкций против «Русала» по сути добились контроля над несколькими секторами российской металлургии
По мнению Пескова, российское государство обладает правовым инструментарием для сохранения требуемого контроля над стратегически значимыми отраслями.
Накануне глава «Роснефти» выразил мнение, что в итоге санкционных манипуляций администрация США приобрела контроль над компанией «Русал» и, «следовательно, алюминиевой промышленностью РФ, а с учетом крупного пакета в «Норильском никеле» — не только в алюминиевой, но и никелевой, медной, платиновой и палладиевой и других сегментах российской промышленности, связанных с добычей и производством цветных и драгоценных металлов».
Напомним, в апреле прошлого года Минфин США ввел санкции против бизнесмена Олега Дерипаски и подконтрольных ему компаний, включая «Русал», «Базовый элемент», En+, «Русские машины», «Евросибэнерго» и «Группа ГАЗ». Однако уже в январе 2019 года санкции с «Русала», En+ и «Евросибэнерго» были сняты, хотя это и стоило Дерипаске контроля в предприятиях. Так его доля в холдинге En+ снизилась с 70% до 44,95%, в «Русале» он продолжил владеть напрямую лишь 0,01% акций, по которым не имеет права получать дивиденды. В экспертном сообществе не утихают споры о том, кто выиграл от смещения Дерепаски. Выдвигаются предположения, что «мировая закулиса» в лице председателя наблюдательного совета UC Rusal Натаниэля Ротшильда. Сторонники этой версии полагают, что оттеснив российского алюминиевого магната Ротшильды, вероятно, не прочь взять под контроль одну из стратегически значимых отраслей России. И Вашингтон не против такого варианта санкций.
«Никакого передела собственности в пользу представителей США не произошло, иностранцы вошли в состав совета директоров En+, контролирующей «Русал», решением акционеров в качестве независимых директоров взамен других иностранных независимых директоров. У Олега Дерипаски через инвестиционную компанию B-Finance право голоса на 35% акций, у ВТБ 21,68% голосов, и вместе это – контрольный пакет, которые невозможно преодолеть. Еще 10,55% голосов – у дружественного швейцарского трейдера Glencore. К тому же, из 12 членов совета директоров En+ лишь у 5 иностранные фамилии. En+ и UC RUSAL – международные компании, зарегистрированные в британской юрисдикции, разместившие акции на Гонконгской бирже. Наличие директоров-иностранцев естественно для таких компаний. При этом, российские алюминиевые заводы и электростанции, контролируемые «Русалом», с территории РФ никуда не уходят, они подчиняются российским законам, платят российские налоги. Хотел бы я посмотреть, как иностранцы смогут ими командовать, если этого не захочет российское правительство. Зависимость российской алюминиевой отрасли в другом, и она сильнее, чем присутствие иностранцев в совете директоров. 80% произведенного на заводах «Русала» алюминия продается на экспорт. Та же ситуация и с никелем, где эта доля еще больше. Впрочем, подобная зависимость есть и у «Роснефти» и остальных ресурсопроизводящих отраслей РФ: на экспорт продается почти половина добытой нефти, газа, угля, 80% удобрений и около трети продукции черной металлургии», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».
В то же время эксперт признает, что командные высоты в российской экономике не обходятся без влияния глобальных игроков, интересы которых лежат далеко за пределами РФ.
«Кстати, из 11 членов совета директоров самой «Роснефти» семеро – иностранцы. Четверо представляют акционеров «Роснефти»: двое — инвестиционный фонд Катара и двое — British Petroleum. Еще трое — граждане Германии, включая бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера, который возглавляет совет директоров «Роснефти», — резюмирует Алексей Калачев.
Вполне логично, что когда речь идет о продаже природных ресурсов возникает обоюдный интерес как среди продавцов, так и среди тех, кто обеспечивает бесперебойные поставки сырья на мировой рынок. Что особенно актуально в условиях санкций, который, как показал пример с алюминиевой империей Дерипаски, все больше напоминают дырявое сито.
«Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, как дела обстоят на самом деле, но с фактом, что иностранцев в стратегическом бизнесе России очень много, спорить сложно. Государство действительно контролирует состав акционеров и ключевые направления работы стратегически важных компаний, но вряд ли акционеры в таком случае не имеют прав голоса или выбора пути решения проблем. Это очень неоднородная картина, в которой наверняка есть выигравшие и проигравшие, но все это происходит в глубокой тени», — отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари»» Анна Бодрова.
Однако, если разобраться, то не суть кому принадлежат ресурсы страны —иностранцам, или же отечественным олигархам. Главное, что народ (которому по Конституции формально принадлежат все эти блага) фактически лишен возможности пользоваться национальными богатствами.
«В СССР было министерство цветной металлургии и добыча и переработка цветных металлов считалась стратегической отраслью народного хозяйства. Это было достоянием всего великого народа СССР и России в том числе. Почему после 1991 года практически вся алюминиевая промышленность стала принадлежать практически одному человеку не понятно. Конечно же, Правительство РФ может национализировать все производство и добычу алюминия в стране, единственное, что она не сможет, это овладеть всеми перерабатывающими алюминий производствами за границей, которые «Русал» приобретал за наш с вами счет. В противном случае, России придется пойти на глобальные уступки США для снятия санкций вплоть до возврата Крыма Украине. США поступило очень хитро, пустив компанию Дерипаски на свой внутренний рынок и при удачном стечении обстоятельств просто наложило санкции на все активы компании, находящиеся за рубежом, в том числе и на собственные активы господина Дерипаски. Уважаемый гражданин Кипра (считай Евросоюза) Олег Дерипаска в надежде, что с него снимут санкции, решил договориться и передал свои активы иностранным компаниям. Но санкции с него не сняли. Никакого рейдерства со стороны США не произошло, как говорится «ничего личного просто бизнес». Рейдерство было в начале 90-х годов, когда захватывались заводы и фабрики, принадлежащие народу в нашей стране. США, например, отстаивает свои интересы по всему миру и не допускает, чтобы её компаниями владели иностранные граждане, и предприятия стратегических для государств отраслей находились в оффшорных юрисдикциях. Главное понимать, что санкции против России введены в основном против ближайшего окружения президента РФ, так называемых олигархов, и тех активов которые им принадлежат. Как таковых санкций против России со стороны США нет», — сказал «Гражданским силам.ру» директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын.
Сергей Путилов