Мусорная реформа или мусорная афера?
06 июня 2019 19:15:29
Население вынуждают платить за мусор по абсурдным схемам
К мусорной реформе начали готовиться еще в 2016, и вот, спустя три года — 1 января 2019-го — ее запустили.
Намерения вроде бы были самые благие — сократить число полигонов ТБО, а большую часть твердых коммунальных отходов пустить в переработку. Везде появились региональные операторы, отвечающие за вывоз и переработку мусора. Но и тут вышел скандал. Почти три десятка регионов оказались к реформе не готовы, и если половина из них смогла как-то выправиться в течение первого квартала, то оставшиеся территории были вынуждены перенести старт на 2020-2022 годы. При этом цены на услуги утилизаторов у граждан, еле сводящих концы с концами, энтузиазма явно не вызвали. А главное, механизмы расчета платы за мусор, взятые на вооружение регоператорами, порождают откровенное недоумение.
Законодатель разрешил считать количество произведенного мусора тремя способами: по квадратным метрам квартиры, по числу проживающих в ней людей и по фактическому объему выброшенного в контейнер мусора. Однако третий вариант никто не использует. Региональные операторы взимают деньги либо с количества зарегистрированных в квартире жильцов, либо с площади квартиры.
В 10 регионах мусорная реформа по разным причинам до сих пор не стартовала. В 59 субъектах компании, вывозящие мусор, выставляют платеж по количеству зарегистрированных человек. В оставшихся 11 регионах по квадратным метрам. И в том и в другом случае компании отталкиваются от установленного тарифа.
Давайте проанализируем оба варианта.
Нет регистрации — нет человека
Итак, начисления с человека. Формула платежа простая: норматив умножаем на количество зарегистрированных людей и на действующий тариф. Получаем ежемесячную сумму платежа. Вроде бы все просто. Но давайте представим что на одной лестничной площадке стоят две квартиры: однокомнатная и трехкомнатная. В «однушке» зарегистрирована и соответственно, фактически проживает пенсионерка. В «трешке» зарегистрирован только ее владелец, а по факту ее снимает какая-нибудь семья из трех-четырех человек, или коллектив гастарбайтеров. Разумеется мусорить они будут по-разному. Бабушка вынесет свое ведро в мусорный контейнер раз в два, а то и в три дня, в то время как у семьи или выходцев из стран ближнего зарубежья, приехавших на заработки, будет набираться по паре ведер в день. А формально и в той и в другой квартире будет зарегистрировано по одному человеку, и плата за вывоз ТБО будет одинаковой.
Кроме того, система начисления платы с человека не учитывает и многие другие факторы. Например, половозрастные характеристики. Основную часть мусора занимают пищевые отходы, а потребности в еде у всех разные. Та же пенсионерка будет, например, есть гораздо меньше, чем живущий по соседству взрослый, физически работающий мужчина.
Жила-была семья из 35 метров…
Если в системе сбора платы за мусор с человека при всех ее очевидных минусах есть хоть какая-то логика, система платежей с квадратных метров, действующая в 10 российских регионах, абсурдна вовсе. Однако же по ней рассчитывают платежи сотням тысяч россиян.
Схема вроде бы тоже несложная: площадь квартиры умножается на установленный норматив. Например, 35 кв.м. умножаем 4 рубля за кв.м (норматив Южно-Сахалинска). Получаем 140 рублей с двухкомнатной квартиры в месяц.
Вроде бы все понятно. Только один нюанс: кто-нибудь видел, чтобы квадратные метры мусорили? И на них сами собой возникали банановая кожура или пакет от макарон? Не видели? А тот, кто придумал эту систему начисления, похоже, видел.
Логика абсурдна изначально, проследуем по ней до конца. Опять берем пенсионерку и коллектив гастарбайтеров из примера расчетов по количеству прописанных. Только теперь селим их не в разных, а в одинаковых по площади квартирах. Допустим в той же «однушке» площадью 35 квадратов. Платить с метража они будут одинаково, а мусорить рабочие будут больше бабушки в несколько раз! Как говорил герой одного кинофильма: «Толково придумано!».
Эксперты ассоциации АКОН составили рейтинг регионов с самым высоким платежом за мусор относительно доходом населения. Выяснилось, что во многих городах мусор сильно «бьет по карману» собственников жилья. https://idu-dom.ru/press/mordoy-v-musor/
Платите как велят!
Однако чиновники даже не пытаются соблюсти какие-то внешние приличия. Они просто «продавливают» заведомо кабальные, людоедские схемы, по которым за вывоз мусора собственники квартир по всей стране будут переплачивать миллиарды. Потому что стоимость услуги вывоза мусора, рассчитанная по нормативам, иногда вдвое больше, чем по фактическому объему. Особенно в тех регионах, где есть раздельный сбор мусора.
В подмосковной Черноголовке ТСЖ «Заречье 1» сейчас судится с региональным оператором «Хартия», отстаивая свое законное право расплачиваться за мусор по фактическому объему, а не по нормативу. До начала мусорной реформы (1 января 2019 года) это ТСЖ платило за мусор по факту. Получалось не больше 10 кубических метров. По нормативу, введенному после нового года, насчитали 24 кубических метра. То есть жильцам просто предлагают заплатить за несуществующие 14 кубов мусора.
Разделяй, не разделяй…
Расчет с квадратных метров некорректен методологически. На выходе получаются не только баснословные и непонятно откуда взявшиеся цифры в платежках, но и отсутствие у жильцов стимула для раздельного сбора мусора. Ибо, если платеж за мусор рассчитывают по метражу, кокой смысл собирать этот мусор раздельно? Сумма платежа все равно не уменьшится.
При такой системе можно вообще собрать мусор со всех ближайших помоек и заплатить за него столько же, сколько за мусор из однокомнатной квартиры. Отсутствует прямая связь между оплатой и фактически произведенным объемом мусора, а также тем, отсортирован он или нет.
Это не создает никаких стимулов для изменения поведения потребителей. А именно они являются ключевой фигурой в управлении объемом расходов, повышении качества раздельного сбора для последующей его эффективной переработки.
Велосипед с квадратными колесами
Действовавшая до мусорной реформы система, учитывавшая фактический объем мусора, была более здравой. Ее просто нужно было дополнить механизмами снижения платы в случае раздельного сбора мусора и привести к единой системе измерения объема. Кто-то мерил в кубических метрах, а кто-то в тоннах. Вот, собственно, и все!
Кому понадобилось изобретать велосипед с квадратными колесами и придумывать неконтролируемые и непрозрачные схемы? Ответ на вопрос лежит на поверхности. Вряд ли кто-то сильно удивится, если однажды вдруг выяснится, что за компаниями, занимающимися утилизацией ТБО (региональными операторами), стоят какие-нибудь депутаты, силовики или чиновники руководящего уровня, пристроившие своих детей, родственников и жен на хлебные места. Они-то и будут получать свои «дивиденды» с проекта «мусор». А обманутый народ их выплачивать.
Антон Стариков