Развитие высоких технологий в России остается на «сельском» уровне
12 декабря 2018 19:01:25
Эксперты сходятся во мнении, что эра «четвертого измерения» может появиться в России еще не скоро или не наступить вовсе, если в отношении высоких технологий не произойдут глобальные перемены.
Уже в ближайшие годы только развитие высоких технологий будет играть определяющую роль при оценке успеха российской экономики и ее места в обновленном «цифровом» мире. В условиях, когда новые открытия и обновленные отрасли производства начинают активно изменять мир, используя телекоммуникации, нанотехнологии, робототехнику и многое другое, России, чтобы не стать аутсайдером в этой техногонке, по мнению экономистов и IT-экспертов, необходимо работать на опережающее развитие высокотехнологичных отраслей.
О такой задаче, поставленной перед Россией, ранее заявлял и глава государства Владимир Путин, обозначив развитие и внедрение высоких технологий во все сферы социально-экономической деятельности стратегически важным направлением, способным обеспечить выход страны на совершенно новый уровень: развитие отрасли повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке, будет способствовать экономическому росту, укреплению национального суверенитета и повышению качество жизни граждан.
В связи с объявленным приоритетом сегодня в России проводятся крупные международные конференции и форумы, разрабатываются новые госпрограммы и гранты. Одной из таких программ, например, стала «Цифровая экономика России», утвержденная в конце июля 2017 года. Основным результатом ее реализации должно стать создание не менее десятка национальных компаний-лидеров высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии, управляющих цифровыми платформами и формирующих вокруг себя систему «стартапов», исследовательских коллективов и отраслевых предприятий. При этом, как отмечается в документе, достигнуть этих целей возможно только при тесном взаимодействия государства, бизнеса и науки.
В целом, программа учитывает и комплексно дополняет те цели и задачи, которые уже были обозначены в рамках Национальной технологической инициативы и принятых документах стратегического планирования, в частности, Прогноза научно-технологического развития России на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, а также документов Евразийского экономического союза и других.
Недавно Минэкономразвития России представило еще один проект — Стратегию пространственного развития России до 2025 года. В качестве приоритетов Стратегии указаны социально-экономическое развитие различных типов территорий, реализация конкурентных преимуществ субъектов РФ, снятие инфраструктурных ограничений экономического роста и совершенствование территориальной организации за счет сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, а также ускорения темпов экономического роста и технологического развития. Однако в Общественной палате РФ документ подвергся критике, о чем сообщается на ее официальном сайте, из-за отсутствия конкретики и «сырости» проекта.
В частности, аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк указал на то, что «бизнес должен видеть долгосрочные предложения для вложения капитала, чего сейчас нет». А председатель Комиссии Общественной палаты по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин добавил, что, помимо представителей бизнеса, также необходимо привлекать экспертов с реальным опытом управления регионами и крупными предприятиями.
Положения стратегии встретили критическое отношение и со стороны руководства крупных компаний, чья деятельность и доходы непосредственно связаны с высокими технологиями.
«Вчера вечером я очень, очень, очень удивилась. Я села поизучать «Стратегию пространственного развития регионов», свежеиспеченный документ, результат мозгового штурма руководств регионов. И знаете, что следует из этого проекта? А то, что развитие высоких технологий не входит в пятерку приоритетных задач практически ни в одном регионе России, — написала сегодня в Facebook президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова (ведущего российского разработчика проектного программного обеспечения и беспилотных систем – прим.ред.) — Большинство регионов заявили производство напитков и обработку древесины. Дело, конечно, благородное, но... о чем тогда были все эти воркшопы? И так практически везде по стране — за Уралом хотят валить и обрабатывать лес. Какой ИИ, какие сенсоры, что вы? Нефть, дрова и напитки — вот и вся стратегия! А Цифровая Россия проявилась в том, что максимальное большинство губернаторский команд не видят для себя задач в развитии отраслей, связанных с Hi-tech».
Отметим, что российская компания Cognitive Technologies, созданная в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН, уже в 1990-е выпускала системы распознавания документов и изображений, поставляя их таким крупнейшим технологическим компаниям, как Hewlett-Packard, Canon, Epson, Xerox, Corel Corp и другим, а затем сделала себе имя на рынке искусственного интеллекта. В октябре этого года компания представила первый в мире высокоточный 4D-радар для беспилотных автомобилей, дата выхода намечена на следующий год в нескольких странах мира. Ранее разработчик презентовал систему «Агродроид C2-A2», с помощью которой в беспилотник можно превратить любую сельскохозяйственную технику.
«Буквально в пятницу я рассказывала китайцам, что мы будем разворачивать производство (4D-радаров – прим. ред.) в России, но теперь уже и не знаю. Сижу и чешу в голове. Неужели опять, как всегда? Или губернаторы ждут, что в нашей стране откроется четвертое измерение, где мы и будем производить 4d Radar и ИИ?», — добавила Ольга Ускова.
В итоге, за исключением некоторых нашумевших проектов, говорить о развитии высоких технологий в России, как считают эксперты, тем более в национальном масштабе, особо не приходится. Об этом среди прочих говорит проведенное недавно исследование специалистов Высшей школы экономики, где отмечается, что развитие высоких технологий, в частности, сектор информационно-коммуникационных технологий и его вклад в экономику России, сейчас находятся на «сельском» уровне. Такие выводы были сделаны на основе анализа официальных статистических данных за 2017 год в сопоставлении с показателями стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за тот же период. В результате эксперты резюмируют, что информационные технологии приносят российской экономике гораздо меньшую пользу, чем сельское хозяйство. Согласно выводам экономистов, в IT сфере работают сегодня 1,2 млн человек, или 1,7% всего занятого населения страны. В доле ВВП (2,7%) отрасль заметно уступает сельскому хозяйству (4,4%), финансовой отрасли (4,2%) и строительству (6,4%), а от добывающей промышленности цифровая отстает в целых четыре раза и сопоставима только с энергообеспечением (2,9%). По этим показателям Россия отстает от стран ОЭСР в среднем в 1,6 раза, а от стран-лидеров — Южной Кореи, Швеции и Финляндии — почти в два-три.
В то же время, сказать, что дела в отрасли обстоят совсем плохо, тоже нельзя. Например, охват интернета в России продолжает расти, скорость соединения иногда превышает показатели европейских стран, в том числе Австрии, Германии и Чехии. Также за последнее время увеличились объемы экспорта компьютерных услуг, а в мировом рейтинге Cable (лучших производителей кабеля для интернета) Россия занимает 47-е место. Для сравнения, США располагается на 47-й строчке рейтинга, а Китай – на 141-й.
По мнению экспертов, полноценно развиваться отрасли мешает то, что очень часто необходимость модернизации предприятий за счет внедрения российских разработок, часть которых не имеет аналогов в мире, так и остается на бумаге или на уровне идей. К этому добавляются многочисленные случаи хищения или нецелевого использования выделенных средств. Кроме того, «техногенной революции» в России прилично вставляют «палки в колеса» санкции Запада. Из-за них провалился один из крупнейших российских проектов по развитию высоких технологий — завод по производству микрочипов «Ангстрем-Т», чье строительство было инициировано правительством и Советом Безопасности России. Завод, принадлежащий бывшему министру связи Леониду Рейману, получил госфинансирование на 1 млрд долларов. Сейчас же он близок к банкротству, о чем пишет сетевое издание Finanz.ru.
Для того же, чтобы ввести новый проект нужны тысячи талантливых инженеров и ученых, которые готовы будут бросить работу по найму и заняться на свой «страх и риск» новыми направлениями в виде собственных «стартапов».
«А вот с этим в нашей стране настоящая катастрофа, — прокомментировал ситуацию аналитик Дмитрий Милин газете «Новые известия». — Во-первых, сильно деградировало техническое образование, в том числе и по причине невостребованности его у молодежи. Во-вторых, чтобы люди решились рисковать и начинать заниматься новыми направлениями, у них должен быть шанс получить внушительный «приз» - стать миллиардерами или хотя бы миллионерами, как Сергей Брин, Билл Гейтс или Марк Цукенберг. У нас с этим случилась настоящая беда. Русского Цукенберга — Павла Дурова, например, выкинули из его компании «Вконтакте», это катастрофа».
По мнению эксперта, на примере основателя «ВКонтакте» каждому российскому амбициозному ученому-инженеру показали, что никакого «приза» в России для них нет, а коммерческие и технические риски, к которым добавляется никуда не девшееся традиция «отъема» успешного бизнеса, существенно тормозят технологический прогресс.
Марина Мароховская