Собираемость налогов в казну повысилась на 20%: за чей счет банкет?
16 марта 2019 14:28:45
По итогам января-февраля поступления ненефтегазовых налогов в федеральный бюджет подскочили на 18,5%, отчитался Минфин в оперативной справке. В казну удалось насобирать на 231 млрд рублей больше, чем год назад.
Таким образом, сборы с населения и бизнеса неуклонно растут. Причем настолько ощутимо, что поборы с несырьевого сектора уже превысили те, что дает традиционная «дойная корова» бюджета — сырьевики. Общий объем ненефтегазовых доходов впервые за долгое время превысил нефтегазовые сборы — 1,475 трлн рублей против 1,367 трлн. Однако говорить о диверсификации экономики по-прежнему не приходится.
От повышения собираемости налогов самим налогоплательщикам жить лучше не станет. Вместо того, чтобы направить допдоходы на выполнение социальных программ, повышение зарплат и пенсий, государство, по всей видимости, предпочитает складывать эти средства в кубышку, на «черный день». За два месяца доходы бюджета (2,842 трлн рублей) превысили расходы на 310 млрд рублей. Причем, вся эта сумма в полном объеме ушла на скупку валюты на Московской бирже. В эти же операции были направлены все доходы, которые Минфин получил от займов на рынке (67 млрд рублей за два месяца).
Что касается повысившейся собираемости налогов, то по мнению экспертов, это стало следствием следующих обстоятельств.
«Отчасти это следствие увеличения собираемости налогов. Но основной ресурс роста поступлений в казну на поверхности — и это НДС, повышенный как раз с января. Поскольку речь идёт о ненефтегазовой части доходов, то новая система акцизов на бензин и дизельное топливо прямой роли в этой статистике сыграть не могла. Однако стоит учесть, что общий рост цен, который связан сильно с ростом цен на топливо, повышает формально в пропорции и все остальные цифры — себестоимость, прибыль в рублёвой массе, а значит, и налоги», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик Института Трейдинга и Инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.
Является ли увеличение вклада ненефтегазового сектора в казну свидетельством произошедшей диверсификации экономики? Отнюдь. Просто в поисках доходов государство кроме сырьевого сектора все активнее стало залезать в карманы рядовых граждан, малого и среднего бизнеса.
«Что касается повышения собираемости налогов, то здесь как раз все отлично понятно: «черное золото», которое ранее было источником основных бюджетных поступлений, уступило пальму первенства «новому золоту» — человеческому ресурсу. Эти ненефтегазовые доходы есть ни что иное как налоговые поступления — со всех сторон, то есть личный вклад каждого из граждан. В этом нет диверсификации экономики, зато есть очень четкая работа налоговых органов, перед которыми ранее была поставлена задача собрать средств по-максимуму. Это и происходит», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«Цены на нефть с момента начала 2018-го года по сегодняшний день изменились незначительно. Т.е. они очень сильно вырастали в течение первой половины прошлого года, а затем рухнули осенью. Но если по состоянию на 1 января 2018 г. один баррель нефти сорта Brent стоил 67,62 доллара, то сейчас он стоит 66,39 доллара. Таким образом, изменение доходов бюджета точно произошло не за счёт роста цен на углеводороды. За счет чего тогда? Конечно, сыграло свою роль и увеличение НДС, и изменение акцизов, но основной вклад в столь заметный рост доходов от экспорта нефти обусловлен изменением курса рубля. По состоянию на 1 января 2018 г. доллар стоил 56,98 рубля, а на эту минуту он котируется по 65,26 рубля. Т.е. рост за 14,5 месяцев составил 14,53%. Неудивительно, что доход от экспорта энергоносителей, выраженный в рублях, столь значительно вырос. А вот существенной диверсификации экономики мы точно не наблюдаем. Да, какие-то изменения происходят, и доля несырьевого экспорта действительно постепенно увеличивается. Но, во-первых, неравномерно, с периодическими откатами назад, во-вторых, очень неспешно. Так что с грустью приходится констатировать, что, как и ранее значительная часть бюджета формируется именно за счет продажи за рубеж ресурсов, включая и нефть с газом и в целом Россия пока продолжает «сидеть на нефтяной игле», — отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Сергей Путилов