Запасы на «черный» день: эхо прошлого или насущная необходимость?
25 марта 2022 13:30:00
Аналитики SuperJob в ходе проведенного опроса выяснили, что около 25% россиян пытались после начала событий на Украине закупиться впрок, в то время как 75% сообщили, что не стали этого делать, поскольку «не хотят поддаваться панике», передает РБК
Возможно, чистота эксперимента по выявлению «паникеров» оказалась несколько смазанной, поскольку многие успели закупиться еще задолго на начала спецоперации РФ в Украине. Так, большое количество граждан, не ставших совершать покупки на «черный» день, объяснили это тем, что «еще коронавирусную гречку не доели». Тем не менее, набеги в конце февраля и в марте потребителей на продуктовые полки привели к ограничению на отпуск определенных видов продуктов в одни руки.
Как и следовало ожидать, в наибольшей степени к приобретению продовольствия на «черный» день оказались расположены граждане старше 45 лет — таких оказалось 27%, в основном пенсионеры. Зато те, кто по-моложе и посостоятельнее (с доходом свыше 80 тысяч рублей и младше 45 лет), были менее активны: их доля в сегменте «кладовщиков» составила лишь 21%.
Наибольшим спросом среди граждан пользовались вермишель, масло, сахар, соль, чай, кофе и мука — их приобрели 44% закупщиков. Заметную долю среди участников набегов на магазинные прилавки составили «чистюли». 16% респондентов энергично скупали бытовую химию, 14% — предметы личной гигиены. Каждый десятый бросился за медикаментами, а восемь процентов признались, что «хватали все подряд».
Недавно стало известно, что уже в первые две недели с момента начала спецоперации в Украине россияне смели месячный запас лекарств, – об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные аналитической компании DSM Group.
Наши граждане в течение 14 дней купили 270,5 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 98,6 млрд рублей, что сравнимо с объемами закупок за весь январь.
Кто прав в этом мировоззренческом споре, и надо ли делать запасы впрок или все-таки лучше не поддаваться панике? Примечательно, что запасались преимущественно люди старшего поколения. Можно ли это объяснить только памятью о трудных временах советского дефицита и «непростых девяностых», или такой алгоритм поведения все-таки имеет рациональное зерно?
«Есть понятное рациональное зерно, на любом кризисе идет рост инфляции, купить впрок товары, до того, как на них отразится инфляция – это рационально. Учитывая, что в основном впрок закупалось старшее поколение, более вероятно, что именно опыт прохождения прошлых кризисов подсказывает им реакцию на текущий. Молодым людям свойственно считать, что доход будет всегда и его всегда будет хватать», – сказал в беседе с журналистом издания «Гражданские силы.ру» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.
Можно ли считать, что пик инфляции пройден и в России удастся удержать цены на социально значимые товары (включая лекарства) под контролем? Что должно быть сделано для защиты населения от инфляционных ударов?
«Пик инфляции не только не пройден, а еще даже не подсчитан. Пик инфляции стоит ждать через 3-6 месяцев, когда экономику нагонят отдаленные последствия введенных санкций. В том числе можно ожидать высокую инфляцию в сочетании с падением ВВП. Смогут ли власти защитить малоимущие слои от роста цен, тарифов ЖКХ? Пока население защищено от роста тарифов, потому что тарифы на этот год уже установлены. А вот от роста цен может защитить только ускоренная индексация пенсий и пособий, и не раз в год, а раз в квартал», – отметил аналитик.
А что думают рядовые россияне? Одни из них смотрят на происходящее философски и не считают, что закупки впрок могут стать существенным подспорьем для преодоления трудных времен.
«У меня первый опыт создания «стратегического запаса» был еще, когда в разгар пандемии народ кинулся сметать с прилавков крупы, вермишель, все что под руку подвернется. Поначалу и я решил, что не хуже других. Накупил прошлой зимой-весной гречи, риса, макарон – много чего с расчетом на год. Живу я в загородном деревянном доме, сложил все это добро в буфет, кое-что в подвал упрятал. И что? По осени мыши завелись, раньше их не было. Уже к нынешней зиме многие упаковки были прогрызены, повсюду мышиный помет. Им-то сплошь раздолье, хоть всю зиму пируй. Что-то удалось спасти, а остальное пришлось выбросить. Кроме того, в крупе через какое-то время заводятся жучки и моль, которые портят продукт, а оставляют после себя лишь паутину и шелуху.
Покупать консервы? Так даже по самым глухим временам советского застоя помню, что килькой в томате или фрикадельками консервированными всегда можно было разжиться, причем по копеечной цене. Неужели сейчас хуже будет, ведь вроде импортозаместились? Да и хранить надо со знанием дела. Не знаю, может у городских проще, говорят, от «вайфая» все мыши и тараканы из квартир поразбежались. У нас же на селе не так – если ты не ешь, то едят другие, и они отнюдь не друзья человека.
Тушенку покупать? Она, конечно, хранится долго, но кусок свинины или куриные бедра экономнее выйдут. Так что, наученный пандемийным опытом, я не стал, когда все это на Украине началось, кидаться, как многие россияне, в магазины. Думаю, все обойдется», – высказался житель подмосковного села Анискино Виталий Абрамов (56 лет).
Жительница небольшого подмосковного поселка пенсионерка Валентина Хлопкова (75 лет) подошла к проблеме закупок более обстоятельно, хотя и тут возникли свои сложности: «Сахара нигде нет. Пришлось ехать за несколько километров с температурой на автобусе в областной центр – в Щелково. В итоге пробегала по супермаркетам полдня. Купила два кило сахара и в другом магазине еще два. Мыла семь кусков, соли два килограмма, муки три килограммовые пачки. Еле дотащила до дома, как навьюченный верблюд. Но все ведь надо. А времена всякие бывали, нужно быть готовыми к трудностям, хотя на дворе и 21-й век».
Эксперты говорят, что пик инфляции еще не пройден. То есть цены будут неминуемо расти.
«Согласно мнению Центробанка, россиян к концу года ожидает инфляция в 20%, и это еще оптимистичный сценарий в нынешних обстоятельствах. Разумеется, продолжит идти в рост продовольственная инфляция. Возникшие в пандемию проблемы перешли и на нынешний год, вдобавок обострившись по причине проблем с цепочками поставок и скачком цен на энергоносители. Население станет беднее, и пока эта тенденция только набирает силу – независимо от того, закупают ли люди продукты впрок или нет», – считает экономист Анна Бодрова.
Сергей Путилов