Завод «Ростсельмаш» без государственной поддержки останавливает свою работу

Фото: novocherkassk.net

30 июня 2019 21:33:28

12719

Совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин сообщил о решении остановить работу предприятия, в связи с тем, что правительство отменило программу субсидирования скидок на технику российских производителей. Сотрудников завода отправят в отпуск на 2 месяца с 1 августа

Стало известно, что выделенные 8 млрд рублей по программе №1432 государственного субсидирования производителям сельхозтехники на 2019 год закончились, и заводы перестали предоставлять скидки. По словам Константина Бабкина, продажи завода «Ростсельмаш» встали, и в ближайшие месяцы заявок на технику пока нет. Более 10 тысяч сотрудников предприятия уходят в оплачиваемый двухмесячный отпуск. Бизнесмен уточнил, что 100% комбайнов приобретались по программе субсидирования, исключение составляли лишь продажи на экспорт. 

Правительство РФ планирует с 1 января 2020 года ввести механизм лизинга для покупателей российской сельхозтехники. Ожидается, что данные нововведения должны создать конкуренцию на рынке, улучшить качество продукции. Ассоциация «Ростсельмаш», в связи с возможной отменой программы субсидирования, обратилась к премьеру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить ее реализацию, поскольку это вызовет сокращение объема продаж в 2020 году.

Сельское хозяйство традиционно не может существовать без государственной поддержки. По данным Минсельхоза РФ, объём субсидий с 2013  к 2018 году увеличился с 430 млн до 10 млрд рублей. За счет субсидий увеличилось количество производимой техники, выросли продажи и прибыль заводов.

Как–то неожиданно получилось, что программа №1432 распространялась главным образом на отечественных гигантов «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод, их доля составляла около 78 % от общей суммы выделенных субсидий. Такие государственные меры позволяли продавать технику со скидкой 15-20%, а с 2018 года 25-30%. Зарубежные марки также могли участвовать в программе №1432, однако требования по локализации производства были сложно выполнимы.

Есть мнение, что «Ростсельмаш» получало слишком большую часть выделенных средств. Однако совладелец предприятия этот факт отрицает. По его мнению, все заводы имеют равные шансы для участия в программе, и никакой монополизации нет. Хотя некоторые члены Ассоциации «Росспецмаша» обращались к Константину Бабкину — ее президенту и совладельцу «Ростсельмаша» с вопросом, почему мнения и интересы других членов, кроме «Ростсельмаш», практически не учитываются, а программа №1432 не приносит существенных результатов предприятиям, входящим в ассоциацию.

То есть все действия осуществляются в рамках интересов «Ростсельмаша».

Неожиданно в правительстве решили заменить прямые субсидии на льготный лизинг.

Ранее вся господдержка способствовала росту промышленных гигантов и как следствие выводу их владельцами денег из за рубеж. Получается, что два-три предприятия поднимали машиностроение в России за счет государства, а остальная промышленность в этот момент угасала.

Возможно в правительстве поняли, что при субсидировании одинаковые условия должны быть у всех предприятий, только при этом условии возможна конкуренция, в том числе и с мировыми производителями. Меры по поддержке компаний должны способствовать тому, чтобы конечный потребитель видел для себя выгоду в приобретении товара. Иначе мы получаем предприятия, продукцию которых вынуждены покупать из-за скидок. Вся программа похожа на распил, деньги сельхозпроизводители не зарабатывают, а получают после участия в программе. Управленческие процессы подчинены задачам получить господдержку, а не оптимизацию, модернизацию и поиск новых рынков. В итоге без господдержки завод работать не может и практически кричит о своем закрытии. Потому что по реальным ценам продукцию покупать у него никто не готов?

Еще один выращенный гигант-производитель на государственные и деньги налогоплательщиков – «Мираторг». Эксперты считают, что при огромных финансовых вливаниях бюджетных средств компания до сих не позиционирует себя как преуспевающий бизнес-проект, и несмотря на то, что рынок из-за санкций был основательно расчищен от импортных производителей, не видно, чтобы агрокомбинат «на все сто процентов» использовал шанс поставлять продукцию компании «в каждый дом на каждый стол». Тем не менее, либо государство слепо верит в то, что произойдет импортозамещение, либо это просто чьи-то интересы — вкладывать в заведомо несбыточные надежды.

И все-таки скрытая монополизация отрасли сельхозмашиностроения заставляют правительство пересмотреть механизм поддержки производителей и замену прямых субсидий на кредитный лизинг. Не исключено, что отмена субсидирования вызовет изменения в отрасли, и недовольство. Но уже давно необходимо привнести здоровую конкуренцию на рынок машиностроения.

Светлана Родина
Теги: «Ростсельмаш»