Сергей Нарышкин: 1942-й готовил фундамент для будущей Победы
05 мая 2017 11:38:53
В Новом Манеже сегодня открывается для посетителей выставка «1942. В штабах Победы».
Это вторая масштабная историко-документальная выставка из целой серии ежегодных, посвященных 75-летию юбилейных дат Великой Отечественной войны. Она продолжает авторский цикл Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и охватывает период с декабря 1941 года до начала 1943 года.
Председатель Российского военного общества Сергей Нарышкин, под патронатом которого проходит выставка, после осмотра экспозиции подчеркнул, что такие выставки – один из лучших способов исторического просвещения и патриотического воспитания.
«1942 год вместил в себя очень многое: успешное завершение контрнаступления под Москвой, кровопролитную Ржевско-Вяземскую операцию, тяжелую ситуацию на Южном фронте. Но в течение всего 1942 года наша страна создавала условия, фундамент для будущей Победы», – отметил Сергей Нарышкин.
Как рассказывает директор РГАСПИ Андрей Сорокин, в центре выставочного проекта – тема государственного управления в годы войны. Именно она дает во многом ответы на вопросы, почему было так много поражений в начальный период Великой Отечественной, и как затем удалось добиться побед. При этом экспозиция выстроена так, что она не ограничивается только вертикалью власти. Здесь отражена и роль различных общественных организаций, религиозных конфессий и всего советского народа.
По мнению Сорокина, выставка поможет посетителям научиться размышлять об истории с научной точки зрения, опираясь на установленные факты и архивные документы, отказавшись от привычки мыслить штампами и идеологизированными категориями.
На самом деле эта выставка, в создании которой участвовали различные архивы и музеи, рассказывает о судьбах людей. Сделать ее по- настоящему человечной получилось благодаря участию потомков героев. В экспозиции представлены предметы и вещи из семейных архивов Авдеевых, Грановских, Родимцевых, Рокоссовских, Соколовских и Чуйковых, которые бережно хранят наследие героев войны.
«На этой выставке сохранены та подлинность и человечность, в которой мы так нуждаемся, – отметила председатель правления Фонда памяти полководцев победы Наталия Конева, дочь маршала Советского Союза И.С. Конева, – «Здесь все представлено без купюр. Ранее из истории могли выкидываться по политическим соображениям и факты, и люди. Мы все знаем, что в нашей истории были персонажи добра и зла, герои и предатели, но потомки должны знать правду и что-либо вымарывать из истории неправильно. Мы хотим знать и помнить историю страны, такой какой она была».
750 уникальных документов с автографами выдающихся полководцев Победы, 400 музейных экспонатов, благодаря которым мы можем представить, как воевали на фронтах и жили в тылу наши прадеды и деды.
По мнению историков, именно 1942 год наименее изучен, это было время системных провалов и Красной армии, и политического руководства. Сквозь призму подлинных документов и предметов выставка позволяет увидеть этот один из самых тяжелых периодов войны и испытаний для страны и для ее людей.
Важнейших событий, повлиявших на исход войны, в 1942 году было немало. В том числе это создание Центрального штаба партизанского движения, которое играло значительную роль в борьбе с оккупантами в тылу. С одним из подпольных движений, которое было развернуто в Краснодоне знакомит целый раздел выставки. Впервые здесь в таком объеме можно увидеть галерею портретов героев «Молодой гвардии».
Есть и такие документы, которые невозможно читать без слез. Жуткие факты о зверствах фашистов, массовых убийствах мирного населения. В том числе и детей, пытки и сожжения в концлагерях…
Чего стоит «Список, умерщвленных фашистами 22 декабря 1942 года детей, больных костным туберкулезом из санаториев «Курорта Теберда», вещи, принадлежавшие узникам концлагерей или справка Генштаба о людских потерях за 16 месяцев войны, в которой приводятся такие цифры: убитыми Советский Союз потерял 1526712 человек, пропали без вести 2480349, ранено 6375655 человек.
Как писал член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков Э. Левантович: «Исчерпать все зло, причиненное немцами, разумеется, немыслимо: слишком оно необъятно».
И как трогательно на этом фоне выглядят синий платочек, с которым выступала Клавдия Шульженко на фронтах перед бойцами, рукописные строчки знаменитого стихотворения Константина Симонова «Жди меня», подлинная партитура знаменитой 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде и детские игрушки, которыми играли дети войны…
Здесь же уникальные документы, раскрывающие истинное положение дел на фронтах, документы, подписанные председателем Государственного Комитета обороны Иосифом Сталиным. В экспозиции впервые представлены документы высших органов власти, решения которых в 1942 году оказали определяющее влияние на ход военных действий. Среди них постановления о составе Военного совета Ленинградского фронта, о назначении А.М. Василевского и.о. начальника Генерального штаба Красной Армии и многие-многие другие.
На выставке можно познакомиться и с такими документами, как постановление «О порядке выдачи водки войскам действующей армии с правкой и подписью Сталина», протокол допроса сына Сталина Якова Джугашвили, взятого в плен в Белоруссии в июле 1941 года и докладная записка о его пребывании и обстоятельствах гибели в лагере Заксенхаузен.
Среди мемориальных предметов особое внимание привлекают личные вещи командующего 62-й Армией Сталинградского фронта Василия Чуйкова, простреленный во время поездки на фронт китель Лазаря Кагановича, роба узника концентрационного лагеря Дахау Н.Н. Колпакова. Здесь же реконструирован кабинет Сталина и комната в блокадном Ленинграде.
Как отметил руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский, открытием этой выставки дан старт череде праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, которые пройдут в столице. «В праздничные дни эта выставка будет открыта для свободного посещения. Я бы очень хотел, чтобы как можно больше людей пришли, увидели свидетельства той эпохи и ощутили ту атмосферу, в которой создавалась победа», – сказал Кибовский.
Марина Александрина